Ненад Лалович: позитивно оцениваю шансы на сохранение борьбы в Олимпийской программе
Президент Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA) серб Ненад Лалович в интервью корреспондентам агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову и Семену Галькевичу оценил шансы спортивной борьбы на сохранение в программе Олимпийских игр-2020, рассказал о кардинальных изменениях, сделанных федерацией за последние полгода, и особенностях предстоящей в первой декаде сентября презентации вида спорта на сессии Международного олимпийского комитета (МОК) в Буэнос-Айресе. МОК в феврале рекомендовал исключить спортивную борьбу из программы Олимпийских игр-2020. В мае исполком МОК сохранил в числе претендентов на одно место в программе Игр-2020 борьбу, бейсбол/софтбол и сквош. Окончательное решение МОК примет 8 сентября 2013 года.
- Ненад, здравствуйте! Как вы оцениваете шансы спортивной борьбы на включение в программу Олимпиады 2020 года? Насколько они высоки?
- Я очень оптимистичен в этом вопросе. Мы многое сделали за достаточно короткий период времени. И приняли очень много важных для нашего вида спорта решений: мы практически модернизировали нашу федерацию, состав FILA, изменили правила борьбы. И последнее было самым важным – для того, чтобы сделать борьбу интересной для зрителей, интересной для средств массовой информации, для телевидения и в конечном виде для спонсоров.
- Какой из видов спорта является главным конкурентом для борьбы – бейсбол/софтбол или сквош?
- Я не могу этого сказать, поскольку этими вопросами вообще не занимаюсь. Я сконцентрирован на том, чтобы представить борьбу на презентации в Буэнос-Айресе как самый лучший вид спорта из трех. Именно в этом и заключается моя задача. Мне не хотелось бы комментировать шансы наших конкурентов, поскольку они тоже уже несколько лет борются за включение в программу Олимпийских игр. Я думаю, что они тоже очень сильны, но надеюсь, что спортивная борьба сильнее.
Борьба стала динамичнее и интереснее
- Насколько сильно изменения в правилах борьбы, принятые в мае, повлияли на ее динамичность и зрелищность?
- По статистике - на двести процентов. У нас сейчас схватки порой заканчиваются с результатом 12:7, как, к примеру, в греко-римской борьбе. А раньше счет был - 1:0, 2:0, 3:1 - максимум. А сейчас все поменялось - спортсмены должны быть агрессивными на ковре и за счет этого борьба стала очень интересной. И на недавнем (августовском) чемпионате мира ваш, российский, юниор выиграл пять схваток за 172 секунды и стал победителем. И это тоже результат нашей работы.
- Позитивно ли восприняло руководство МОК шаги навстречу, сделанные FILA после февральского решения МОК о возможности исключения борьбы из программы Олимпиад?
- МОК очень положительно оценивает все, что мы делаем. И самое важное – то, что они теперь всегда будут проинформированы о нашей работе. Раньше FILA была организацией, практически закрытой для информации - никто, кроме нас самих, не знал, что происходит в сфере борьбы. Но сейчас мы развиваем новые отношения со средствами массовой информации, произвели новые изменения в организации работы FILA, модернизировав ее. И я добился того, чтобы члены МОК имели возможность оценить сегодняшнюю деятельность федерации и сравнить ее с той, которая была прежде.
- Скажите, сумела ли программа конкретных шагов, разработанная и выполненная федерацией, достичь тех результатов, на которые вы рассчитывали?
- Мы определили цели, к которым мы можем прийти. И если мы успеем все запланированное сделать до заседания МОК в Буэнос-Айресе, то продолжим добиваться того, чтобы борьба осталась членом олимпийской семьи. Сейчас мы конкурируем за добавочный вид спорта на Играх 2020 и 2024 годов. Наша борьба не заканчивается никогда.
Многие страны помогают сохранить борьбу
- Насколько синхронно проводилась кампания по сохранению борьбы в олимпийской программе и сколько примерно стран приняли в ней участие?
- Очень много стран участвовало в нашей работе. Когда мы оказались в этом кризисе, то борцы всего мира объединились всего за несколько дней. И каждая из стран сделала все, что смогла. Но, конечно, самые большие страны, такие как Россия и Соединенные Штаты Америки, сделали много, очень много. Как и Иран, который 15 мая участвовал в матчевых встречах, состоявшихся в Нью-Йорке, которые смотрел весь мир. Надо назвать и еще одно крупное событие, произошедшее в Греции – турнир, проходивший в древней Олимпии. Принимали участие сборные США и России. Причем Россия отправила в Грецию самую сильную команду, включая олимпийских чемпионов и чемпионов мира, чтобы они показали всему миру наш вид спорта.
- МОК в последнее время предпринимает шаги, направленные на более широкое представительство женщин на Олимпийских играх в различных видах спорта. В качестве примера можно привести женский бокс, дебютировавший в прошлом году в Лондоне. Решение о том, что в женской борьбе теперь будет не четыре весовые категории, а шесть, может стать одним из решений, которое может позитивно оценить МОК?
- Конечно, это очень важный шаг. В ситуации, когда мы конкурировали за включение борьбы в программу Игр 2020 года, мы предложили ввести шесть категорий для вольной борьбы, шесть для греко-римской и шесть для женской (ранее вольники и классики на Олимпиадах разыгрывали медали в семи категориях, а женщины в четырех). Но после заседания (в мае) исполкома МОК в Санкт-Петербурге мы говорили между собой и решили, что бюро FILA будет голосовать и мы проголосовали, чтобы в таком варианте (6-6-6) мы выступили уже на Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро. Потому что не надо ждать 2020 года. Исполком МОК услышал наше предложение и в начале августа единогласно принял наш вариант. Нам обязательно нужно было это сделать.
- Не испортило ли отношения FILA с МОК публичные заявления ряда титулованных спортсменов о возвращении МОК завоеванных ранее олимпийских медалей?
- Нет, в МОК поняли, что это было очень эмоциональное решение. Потому что для борца олимпийская медаль является самой важной и ценной в карьере. И ничто не может сравниться с этой наградой. В МОК это понимали и наши отношения нисколько не были испорчены.
МОК оценил усилия по сохранении борьбы
- Знаю, что вы проводили консультации с рядом влиятельных членов МОК. Как они относятся к сохранению борьбы на Олимпиадах, или они предпочитают сохранять нейтралитет?
- Во всех переговорах, проведенных мной, все члены МОК оценили нашу активность, наши интересные решения и сказали, что мы сделали те шаги, которые нужно было сделать. В то же время они были удивлены тем, как мы быстро приняли такие необходимые решения. И как мы смогли найти силы, чтобы это сделать. И, знаете, это на самом деле было очень непросто. Было трудно убедить сильные в борьбе страны принять решение о снятии по одной весовой категории у мужчин в каждом из стилей. Но мы это сделали, договорившись в своем кругу, что это нужно выполнить, исходя из стратегических интересов. Мы за короткий срок сделали все, что могли, и я надеюсь, что итоговый результат будет позитивным для спортивной борьбы.
- На чем будет сделан акцент в ходе презентации в Буэнос-Айресе и сколько человек будет в ней участвовать?
- В нашей презентации примут участие пять спикеров - те же, что выступали на майской презентации в Санкт-Петербурге (Лалович; канадка Кэрол Хьюн, олимпийская чемпионка-2008, бронзовый призер Игр-2012; француженка Лиза Легран, бронзовый призер Олимпиады-2004; канадец Даниэль Игали, чемпион Олимпиады-2000; американец Джимр Шерр, участник Игр-1988, глава национального олимпийского комитета в 2005-2009 гг.). Но презентация будет несколько другая - потому что сейчас мы выступаем перед 105 членами МОК, а тогда их было 15. Мы приняли довольно много решений после событий в Санкт-Петербурге, и сейчас все это нам надо будет хорошо всем объяснить и представить наш вид спорта. Это самое важное - чтобы все члены МОК поняли, что мы сделали за это время и какой будет спортивная борьба в будущем.
- Можно ли сейчас назвать какие-то новые элементы презентации и сколько времени она будет продолжаться?
- Мы расскажем о том, что женщины будут бороться в шести категориях уже на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, что созданы новые комиссии в FILA. В Санкт-Петербурге мы говорили, что их будет пятнадцать, а мы добавили еще две. О том, что наши спортсмены теперь сами будут выбирать своего представителя в бюро FILA. И первое такое голосование пройдет уже 15-16 сентября на чемпионате мира в Будапеште. Презентация продлится 20 минут, а затем члены МОК будут задавать нам вопросы, ответить на которые будет непросто.
- Бейсбол/софтбол и сквош обладают крупными рекламными контрактами со спонсорами, в том числе и с телевидением. Может это стать ключевым фактором в пользу их победы?
- Я думаю, что у них есть сильные контракты со спонсорами, но не факт, что им (спонсорам) столь же интересны Олимпийские игры. Потому что у МОК уже есть свои спонсоры, и все эти компании прекрасно знают, насколько важны для них Олимпиады. Конечно, для развития этих видов спорта спонсорская поддержка очень важна и они так получают большие финансовые средства. Но ведь спортивной борьбой (включая и национальные виды борьбы) занимается весь мир - от Новой Зеландии до Аляски, и от Патагонии до Камчатки. И нет деревни, где бы не занимались каким-либо видом борьбы: в странах Африки, на Кавказе и Балканах, в Норвегии и других регионах. И это наш очень сильный аргумент, как и то, что борьба - самый дешевый вид спорта для занимающихся ей.
- Президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что спортивная борьба должна сохраниться в олимпийской программе. На ваш взгляд, безоговорочная поддержка главы одного из ведущих государств мира может оказать значимую роль перед голосованием?
- Конечно, это может помочь нам. И я хотел бы поблагодарить президента России господина Путина за то, что он так серьезно относится к данной проблеме.
- Ненад, что самое главное надо сделать в оставшееся до заседания МОК время?
- Самое важное - полностью сконцентрироваться на работе именно в Буэнос-Айресе. И максимально использовать все возможности для консультаций и встреч, чтобы рассказать, какую работу мы проделали. И я думаю, что тогда положительный результат будет достигнут. Я очень на это надеюсь.
"Р-Спорт"