17 декабря 2009                    

Борьба в древности и средние века.

altЕГИПЕТ.

Самой яркой иллюстрацией борьбы в Египте являются рисунки на могилах в Бенн-Рассане, относящиеся к 3000 году до нашей эры. На них изображены три положения борцов: два в стойке, напоминающие задний и обратный пояса, и одно в лежачем на земле положении, На рисунке, изображающем схватку лежа на земле, верхний противник старается дожать нижнего на спину, а тот, сопротивляясь, делает подобие полумоста, причем держится за ногу верхнего.
Отсюда вытекает, что в Египте борцам разрешалось применять в схватках захваты всего тела, т.е. борьба была вольной, и, кроме того, требовалось дожать противника на лопатки. Характерным является для спортивных состязаний древности то, что на борцах, изображенных на этих рисунках, одеты пояса-бандажи. Из надписей, относящихся к царствованию Псаменнита, видно, что при дворе фараонов были особые борцы, на обязанности которых лежало выступать в состязаниях во время празднеств.


ЭТРУРИЯ. 

На вазах, обычных свидетелях жизни этрусков, мы не видим изображения борьбы, но зато на одной гробнице есть два рисунка моментов схваток борцов. На одном из них борец применяет прием, несколько похожий на нынешнее "тур-де-бра", причем сам, как это требуется и в теперешней греко-римской борьбе, идет на одно колено. На другом за схваткой борцов, из которых один делает определенное "тур-де-бра", следит судья или учитель. Противники без костюмов и бандажей, совершенно голые. На учителе определенно профессиональный костюм, не похожий на обычные этрусские одеяния: венок на голове, оригинального фасона плащ и прямая палка в руке, служившая, наверно, для ударов в случае применения борцами неправильных приемов. 

ЯПОНИЯ. 

alt

Легенды Японии говорят о том, что 2000 лет тому назад знаменитый силач Нони-но-Сукуне победил в борьбе геркулеса Тейему, взявшись за ноги противника и перекинув его через голову. Колоссальный Тейема с такой силой ударился, падая на землю, что не мог встать, и победитель, по обычаю, затоптал его ногами насмерть. Впоследствии - продолжает легенда - Нони- но-Сукуне составил список правил и приемов, пользуясь которыми <слабый мог бросить сильнейшего>. Обычай затаптывать противника до смерти был отменен тем же самым Нони-но-Сукуне, сделавшимся или человеколюбивее к старости, или из чувства предосторожности, чтобы его самого не постигла такая же судьба, в случае поражения более молодыми. Нони-но-Сукуне считается патроном японских борцов до сих пор. 

О таких же состязаниях и борьбе с рядом выработанных приемов и правил говорят нам предания всех времен и народов: и памятники мексиканских инков, и древнерусские былины, и сказания Кавказа о Рустаме-богатыре, и скандинавские саги о викингах, и эпос Индии о Наде и Дамаяити. Минуя все это, мы остановимся на борьбе в древней Греции и Риме, где сложилась целая система борьбы, перешедшая через средние века в наше время, - сначала под именем греко- римской, потом под названием французской, потом классической и снова - греко-римской.


ГРЕЦИЯ.

alt



Говоря о борьбе в Греции, нужно принять в расчет два периода: 1) героический, гомеровский и 2) исторический. 

В гомеровском периоде борьба называется <изнурительной силам>. Песнь XXIII <Илиады> говорит о том, как Ахиллес устроил на могиле своего друга Патрокла состязание в борьбе на призы: победитель получал <медный огненный треножник, ценою в двенадцать волов>; побежденный - <юную рукодельницу>. Боролись Одиссей и Аякс. Сначала противники схватываются крест-накрест, и Аякс бросает Одиссея на землю. Тот поднимается и сваливает своего более сильного противника подножкой, при этом падая ему на грудь. Ахиллес, в качестве судьи, признает схватку кончившейся в ничью и награждает обоих равными призами. Вывод - борьба была вольной и надо было для признания победы или бросить противника на землю несколько раз, или перевернуть на лопатки. Схватка не ограничивалась сроком, почему и название ее: <изнурительная силам>. Перед борьбой гомеровские противники одевают специальные пояса-бандажи.

alt

Насколько состязания в борьбе были популярны, видно из того, что <Илиада>, повествуя о схватке между Ахиллесом и Агамемноном, в качестве судей схватки выставляет богов, которые, заинтересовавшись ходом борьбы и желая добиться какого-либо результата, увеличивают силу, рост и выносливость противников. Предание о походе аргонавтов под предводительством Ясона в Колхиду на корабле Арго за золотым руном, говорит о том, что Ясон во время остановки на острове Лемносе первый ввел пятиборье (пентакль). Благодаря введению в эти состязания борьбы, победителем среди аргонавтов вышел сильнейший из них борец Палей. О любимейшем силаче греческого эпоса героического периода - Геркулесе - мы видим указание на то, как он боролся, в описании двух его подвигов: с Антеем, которому всякий раз, когда он касался земли, прибавлялось силы, и которого поэтому Геркулес мог победить только задушив, при подъеме высоко от земли, а также с египетским разбойником Каком. Будучи обожествлен, в качестве самого популярного силача героического периода, как греками, так и римлянами, - Геркулес по наследству от них перешел к галлам под именем Пантофага. Галльские легенды о подвигах и приключениях Геркулеса-Пантофага пересказаны французским сатириком Рабле в 1532 г. в книге, вошедшей в классическую литературу под заглавием . Эта книга, получившая мировую известность, подписана псевдонимом <Алкофрибас Нозье>. 

alt


В историческом периоде жизни Греции состязания в борьбе являются настолько излюбленным спортом, что победителей осыпали целым рядом почестей. Они освобождались от всяких налогов, имели право занимать везде почетные места, в сражении бились рядом с царем (что было очень выгодно для последнего), входили в родной город через особый, специально сделанный для этой цели в городской стене пролом. Награждая победителя триумфальным входом или въездом в родной город через этот пролом, сограждане силача показывали, что им не страшны никакие стены. На спортивных состязаниях в древней Греции, имевших большое общественное значение в древнем мире, борьба как спорт появляется с XVIII Олимпиады. С XXXIII Олимпиады она соединяется с кулачным боем. Подобно тому, как бег, тоже излюбленный спорт греков, требовал победы в состязании на один, на два и на множество кругов, а также при полном вооружении - так и борец для признания победителем должен был выйти первым в ряде состязаний. От него требовалось побороть сначала одного противника, затем пятерых поочередно и выйти победителем в борьбе, соединенной с кулачным боем. Сначала характер борьбы был чисто любительский, боролись из-за почестей. Но профессионализм был уже не за горами: этому способствовали слишком крупные денежные премии победителям, достигавшие в Афинах баснословной по тому времени суммы в 500 драхм. Эти премии создали разделение борцов на любителей и профессионалов. Как те, так и другие изучали приемы и правила борьбы в особых помещениях (гимназиум) под руководством опытных учителей из старых борцов. В гимназиумах были особые снаряды для тренировки - гири (гальтеры) и тяжелые подвесные мешки с песком. И при тренировке, и в состязаниях борцы натирали свое тело маслом, а потом посыпали песком, причем боролись совершенно голыми. После схваток масло и грязь приходилось отскребывать специальными ручными лопаточками, затем борцы шли в горячую или холодную ванну. Для признания победы так же, как в гомеровском периоде, требовалось или бросить противника на землю три раза, или опрокинуть его на лопатки, причем в последнем случае допускалась борьба лежа на земле (партерная). Сначала применялись захваты всего тела, но со временем кодекс правил борьбы стал требовать нанесения захватов только до талии противника. 

Историки Павзаний и Диоген Лаерций говорят о том, что борцы исторического периода Греции придерживались известного режима: после борьбы ложились отдыхать, ели молочный сыр, пшеницу, мясо молодого козленка и избегали пить вино. 
РИМ.

Суровые нравы начального <железного> Рима заставляли каждого гражданина стремиться к развитию силы. Поэтому борьба - <состязание сильных>, как называет ее Овидий, - имела в качестве спорта широкое распространение среди всех слоев римлян. <Энеида> Виргилия говорит о схватках в борьбе Энея и его спутника, называя борьбу <показывающей превосходство перед всеми>. Но с течением веков железный Рим уступил место изнеженному Риму цесаризма, и вместе с тем состязания в борьбе начали носить исключительно профессиональный характер, и в них выступают одни пленные рабы-гладиаторы. Из самого слова <гладиатор> видно, что побежденному в любом виде состязаний могла грозить смерть (gladius - меч), а потому состязание в борьбе, как и в прочих боях гладиаторов, носили ожесточенный характер. Впервые упоминаются состязания в борьбе при описании праздника, устроенного императором Марком Фульвием в 186 г. до нашей эры. Особенно пышного расцвета достигли состязания в борьбе при Нероне Агенобарбе, который и сам иногда выходил на борьбу, причем по обычаю всех владык всех эпох и народов должен был выходить победителем. Насколько вообще была велика страсть у римских императоров выступать в качестве профессиональных силачей на аренах цирка, видно из истории царствования Коммода. Этот необычайного сложения колосс, борясь с гладиаторами, после победы закалывал своего противника, если тот казался ему очень сильным (поражения Коммода не допускались в виду его императорского звания). Историческим фактом является и то, что победы в борьбе доставили императорский трон гиганту-пастуху, - варвару Максимилиану. Будучи в войсках Септимия Севера, он обратил на себя внимание последнего своим необычайным ростом и телосложением. Север, решив приблизить к себе Максимилиана в качестве телохранителя, произвел испытание его силы и выносливости: Максимилиан несколько раз пробежал за конем Севера вокруг всего лагеря, убил в поединке 7 легионеров и поборол одного за другим 16 сильнейших борцов, находившихся в лагере Севера. Начало карьеры было сделано, и через несколько лет Рим привет- ствовал императора Максимилиана. Не уступая в аппетите Гаргантюа Рабле, Максимилиан, по рассказам историков, выпивал в день ведро вина и съедал 60 фунтов мяса. 

В эпоху цесаризма гладиаторы подвергались не меньшей тренировке, нежели древние греки. В их <палестрах> тренировка сопровождалась и ваннами и специальным массажем. Из рядов гладиаторов вышел знаменитый Спартак, поднявший знамя восстания среди рабов и угрожавший существованию Рима, - он также обладал колоссальной силой и был одним из лучших борцов <палестр>. У гладиаторов сложился целый кодекс правил и приемов борьбы, отчасти заимствованных у греков, отчасти выработанных самими условиями состязаний в цирке, где побежденному могла грозить смерть. Ввиду последнего обстоятельства, стиль борьбы римлян был вольный, схватки носили грубый, ожесточенный характер, причем побежденным, естественно, считался опрокинутый на спину, как находящийся в безвыходном положении. 

БОРЬБА В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЙ ИСТОРИИ ДО XIX ВЕКА. 

В средние века человеческая сила имела колоссальное значение, но в большинстве случаев состязания сводились к вооруженному бою. Поэтому в средневековых хрониках борьбе, как состязанию противников без оружия, отводится не так много места. Тем более, что борьба являлась спортом исключительно народных масс, которым было воспрещено заниматься вооруженным и конным спортом, являвшимся исключительно привилегией высшего класса. Большинство рассказов о феноменальных силачах средневековья говорят нам или о поднимании ими баснословных тяжестей, или о смер- тоносных ударах их кулаков и мечей. Правда, в этих рассказах фигурируют исключительно коронованные особы или рыцари. Таковы рассказы об Иоанне Цимисхии, Пипине Коротком, Карле Мартелле, сбивавшем кулаком любого силача с ног, Карле Великом, подымавшем на ладони вооруженного рыцаря, великане Экофере, Роланде, рассекшем пополам скалу в Россенвале, Бетране Дюгесклене и т.д. Достоверно известно из хроник и летописей только то, что на всех ярмарках среди массы увеселений были и состязания в борьбе, в которых выступали особые профессиональные, силачи, обыкновенно отличавшиеся колоссальным ростом и размерами тела, вызывавшие желающих из населения помериться с ними Силами. Известно также и то, что в Западной Европе тогда существовало два стиля борьбы: один - с подножками, бросанием через голову и ударами головой; другой - чисто силовой, напоминающий русскую борьбу в обхват и отчасти современную греко-римскую, но только в ее силовых приемах. Побежденным считался брошенный на землю. Профессионализм при переходе из средних веков в новую историю находит себе применение не только на ярмарках - при целом ряде дворов королей и вельмож среди остальных приближенных находятся особые борцы, выступающие на состязаниях. 

Безусловно, большое влияние на развитие борьбы в Европе как спорта оказало нашествие татар, у которых борьба была любимейшим развлечением. Заслуживает интереса следующий отрывок из дневника польского рыцаря, попавшего в плен к татарам: 

<...Пары борцов, точно обезумевшие, схватывались около костров. Иногда падая в костер, они, не замечая ожогов, снова бросались друг на друга. Наградой победителю были две красивые полонянки и прекрасная лошадь с богатым седлом. Мурзы сидели неподвижно на коврах, наблюдая за борьбой. Награду получил тот, кто поборол всех остальных - <сильнейший между сильными>. 

Встречи с татарскими борцами, у которых, как у всех народов Востока, допускались захваты всего тела и подножки, сделали в Западной Европе особенно популярной <вольную> борьбу. К ней присоединился еще один очень характерный стиль: <единоборство ногой к ноге>, т.е. сдвигание противника с места. Хроники XVI столетия говорят о том, что никто не мог одолеть в борьбе этого стиля Людовика Буфлера, прозванного <Крепким>. Кто знает, может быть, Людовику Буфлеру в победах помогало его герцогское достоинство, так как, подобно римским Коммодам и Неронам, какая-то непреодолимая сила заставляла стремиться к победам в борьбе и в публичном проявлении своей силы: и Ричарда Львиное Сердце, и султана Саладина, и Скаденберга, и Карла Бургундского, и всех саксонских курфюрстов с Августом Сильным во главе, и Петра I. То же самое наблюдается и в жизни их придворных, - в нашей истории пример не за горами: любовник Екатерины II Григорий Орлов и его брат Алексей считали любимейшей забавой борьбу с крепостными своими крестьянами. Призы распределялись в обратном порядке: побежденного ими силача графы Орловы награждали, а имевший несчастье победить какого- нибудь из графов мог вспоминать свою борьбу, сидя в собачьей конуре прикованный на цепь. Борьба в допетровской России, как и потом до XIX века, шла исключительно на силу, причем для победы было достаточно бросить противника на землю. Любимейшим приемом был обхват спереди через верх туловища, который сохранил за собой название <русский обхват накрест>. Отсюда вполне естественно, что решающее значение, помимо силы, имели вес и рост. На ловкость не обращалось ни малейшего внимания, а подножки категорически запрещались и считались почему-то <цыганским> приемом. 

В XVI веке мы уже встречаем на Западе руководство по борьбе: это была книга Фабина фон Арерсвальда <Искусство борьбы>, изданная в 1539 году. Затем появилась под таким же заглавием книга, сочиненная Николаем Петерсом и изданная в 1674 г. Кроме того, знаменитый художник той эпохи Альбрехт Дюрер оставил потомству зарисовки не много, не мало, как 119 пар борьбы в самых разнообразных приемах.


Наше приложение для iOS и Android

Комментарии
нек     14 марта 2012 15:27                           
нето recourse