22 ноября 2009                    

Великие борцы эпохи модерна

Начиная с 1904-1905 годов соревнования по борьбе заняли очень заметное место на цирковых аренах. Подобные матчи устраивались и раньше, но теперь проводятся чемпионаты по французской борьбе с участием многих борцов, разыгрываются призы вплоть до звания чемпиона мира, Европы и России.
Заметим, что чемпионаты борьбы проводились не только в цирках. Так, в Петербурге их устраивали в летнем саду «Фарс», в помещении скетинг-ринга на Невском проспекте. В Москве боролись в летних театрах сада «Аквариум» и Зоологического сада. А вот объявление тифлисского электротеатра «Лира»: «Открытие международного мужского чемпионата борьбы... Борцы выступают после каждого сеанса».
Но чаще всего чемпионаты устраивали на цирковых аренах. Причины тому следующие: во-первых, цирк всегда был близок к спорту; во-вторых, обычно в городе цирк был самым вместительным зрительным залом, в-третьих, мягкое покрытие арены спасало от ушибов и травм, и, наконец, в-четвертых, круглый цирковой амфитеатр наиболее удобен для восприятия всех тонкостей борцовских схваток.
Тем не менее борьбу нельзя отнести к разряду специфических цирковых жанров — это сфера спорта, а не искусства. Когда же борьбу пытались театрализовать, она часто опошлялась и, не приобретя подлинной художественности, теряла спортивность. Ниже об этом будет сказано подробнее. Борцы, как правило, не входили в состав цирковой труппы: первые два отделения шла цирковая программа, третье отводилось борьбе. Руководитель чемпионата получал от директора цирка определенный процент от сбора.

Иван Поддубный
alt
В чем же была причина успеха борьбы? Почему она получила такое широкое распространение? Прежде всего, этим она обязана развитию спорта. Справочное издание сообщало, что только в Москве в 1910 году насчитывалось тридцать две спортивные организации. Столько же, если не больше, было кружков в Петербурге. Существовали спортивные союзы и кружки также в провинции. Во многих из них культивировали тяжелую атлетику, тогда включавшую борьбу, бокс и поднятие тяжестей, причем борьба занимала доминирующее место.
В 1898 году в Петербурге в манеже графа Г.И. Рибопьера проходил Первый всероссийский чемпионат по борьбе. Впрочем, всероссийским он был весьма относительно, так как из иногородних участвовали только два рижских спортсмена.
В апреле 1898 года был проведен Второй всероссийский чемпионат по борьбе; в нем наряду с любителями выступали профессионалы. В 1899 году Велосипедно-атлетическое общество, во главе которого стоял В.Ф. Краевский, провело в Михайловском манеже международные соревнования по борьбе. В 1900 году в том же Михайловском манеже в Петербурге состоялся Первый международный чемпионат по борьбе. В 1904 году в цирке С. Чинизелли начал выступления во главе группы борцов чемпион мира француз Поль Понс. Через год Атлетическое общество организовало и провело в цирке Чинизелли первый международный чемпионат среди борцов-профессионалов. С этого времени профессиональная борьба получает особенно большое распространение.


Н. Шебуев писал: «Ни одно зрелище сейчас не привлекает так публику и не волнует так зрителей, как борьба». Конечно, борьба увлекает как спортивное соревнование, в ней есть азарт, страсть, активное стремление к победе. И каждая борцовская схватка — своеобразная и волнующая премьера. И все же это не в полной мере объясняет, почему именно в предреволюционные годы так вырос интерес к борьбе. И здесь мы обращаемся к предисловию А.А. Блока, написанному им к поэме «Возмездие». Поэт писал:
«1910 год — это смерть Комиссаржевской, смерть Врубеля и смерть Толстого. С Комиссаржевской умерла лирическая нота на сцене; с Врубелем — громадный личный мир художника, безумное упорство, ненасытность исканий — вплоть до помешательства. С Толстым умерла человеческая нежность — мудрая человечность... Уже был ощутим запах гари, железа и крови. Весной 1911 года П.Н. Милюков прочел интереснейшую лекцию под заглавием «Вооруженный мир и сокращение вооружений». В одной из московских газет появилась пророческая статья: «Близость большой войны». В Киеве произошло убийство Андрея Ющинского и возник вопрос об употреблении евреями христианской крови. Летом этого года, исключительно жарким, так что трава горела на корню, в Лондоне происходили грандиозные забастовки железнодорожных рабочих, в Средиземном море — разыгрывался знаменательный эпизод «Пантера Агадир».
alt
Неразрывно со всем этим связан для меня расцвет французской борьбы в петербургских цирках; тысячная толпа проявляла исключительный интерес к ней; среди борцов были истинные художники; я никогда не забуду борьбы безобразного русского тяжеловеса с голландцем, мускулистая система которого представляла из себя совершеннейший музыкальный инструмент редкой красоты.
В этом году, наконец, была в особенной моде у нас авиация; все мы помним ряд красивых воздушных петель, полетев вниз головой — падений и смертей талантливых и бездарных авиаторов.
Наконец, осенью в Киеве был убит Столыпин, что знаменовало окончательный переход управления страной из рук полудворянских, получиновничьих в руки департамента полиции». 


Ван Рилль Шевалье 

alt

То, что Блок ставит борьбу в одни ряд с важнейшими политическими, общественными и художественными событиями, характерно. На самом деле, после поражения революции 1905 года депрессия охватила значительную часть русской интеллигенции. Безвольное и бессильное общество особенно тосковало по силе, искало силу, опьянялось ею на борцовских соревнованиях. С другой стороны, усиленно готовясь к войне, правительство и буржуазные классы всячески пропагандировали русскую мощь, ломающую всякую противоборствующую ей силу. 
Однако при этом нельзя забывать, что сила всегда вызывала восторг у самых широких масс народа. Силой гордились, ее прославляли. В силе видели ту потенциальную возможность, которая рано или поздно разрушит мир несправедливости. Знаменитая «Дубинушка» также прославляет прежде всего силу. В борьбе все равны. Здесь все решает сила, и только она. 
Теперь несколько слов об особенностях профессиональной борьбы. Прежде всего, в ней нет деления борцов на весовые категории. Профессиональная борьба отрицает ничьи, она знает только победы и поражения. Первая схватка ограничивается, если победа не наступает раньше, двадцатью минутами, вторая — сорока минутами, третья, так называемая бессрочная, продолжается до результата. Победитель должен заставить своего противника не только коснуться лопатками ковра, но и удержать его на лопатках на протяжении трех-четырех секунд. Перекат через лопатки за поражение не засчитывается. Разрешены некоторые приемы, запрещенные в борьбе любительской: среди них — двойной нельсон и «макароны» — удары по шее и по спине противника ладонями и предлоктевым суставом. Как в любительской, так и в профессиональной французской борьбе запрещены захваты ниже пояса, удары головой, выламывание суставов, удушение, подножки. 

Альфонс Шварцер (псевдоним А.Ш.)
Маринус ван Риль, Голландия

alt

alt

Но главное в профессиональной борьбе состоит в следующем: ни один атлет не может изо дня в день вести борьбу, да еще с сильными противниками, да еще на протяжении двадцати, а то и более минут. Поэтому борцы-профессионалы заранее договариваются о результате схватки и даже о том, какие приемы они будут применять. Это дает им возможность работать смело, свободно, не опасаясь поражения. 
Такая борьба с заранее предрешенным результатом называется на профессиональном языке «шике», ей противостоит борьба «бур», то есть настоящая спортивная борьба. 
Не следует думать, что борьба шике — это всегда жульничество. На тренировках борцы познают силу друг друга и понимают, кому в результате должна достаться победа. Выступая перед публикой, они показывают, так сказать, модель настоящей борьбы, но модель, украшенную разными эффектами. При всех условиях профессиональный борец должен быть человеком сильным, смелым и хорошо владеющим техникой борьбы. Возможны вызовы из публики, от которых нельзя отказываться. В азарте схватки двух профессионалов противник может перейти от шике к буру, начать «бурить», как говорят профессионалы. Да и для того, чтобы каждый день проводить шике, необходимы незаурядная сила, ловкость и мастерство. 
Откуда пришло в цирк первой поколение борцов? Начинали бороться кое-кто из артистов, но чаще всего борцы выдвигались из числа грузчиков, молотобойцев и представителей других профессий, требующих незаурядной силы. Типичной можно считать биографию борца Дмитриева. С десяти лет он работал конюшенным мальчиком. Его хозяева Ф.С. и Л.С. Калмыковы увлекались гиревым спортом и постепенно втянули в это занятие молодого человека. Когда в город приехал цирк Коромыслова, Дмитриев сделал вызов атлету Елисееву. В Ирбите он вступил в чемпионат, работавший в цирке С.Ф. Павлова. В дальнейшем он то боролся в чемпионатах, то делал вызовы, теперь уже фиктивные, для того чтобы поднять интерес к борьбе. Дмитриев рассказывал, как по договоренности с руководителем чемпионата надевал он картуз, красную рубаху под пиджак, то есть изображал мастерового, и отправлялся на галерку. «Ну вышел чемпионат, и начал арбитр представлять Михайлова как победителя Поддубного на поясной борьбе. Я выбежал с галерки и кричу: «Ежели он такая знаменитость, так вот, я желаю с ним бороться и ставлю за себя сто рублей, что брошу его точно на заказ». 

Петр Крылов
Арвид Андерсон, Швеция


alt

alt

Среди борцов-чемпионов мира первое место принадлежит, бесспорно, И.М. Поддубному. Это был, безусловно, борец мирового класса, охотно «буривший» с самыми выдающимися русскими и иностранными борцами и обычно клавший их на лопатки. 
Поддубный пришел из деревни в Севастополь на заработки. Став старшим рабочим в фирме «Ливас», самостоятельно начал заниматься спортом. Потом переехал в Федосию. Когда в 1897 году сюда прибыл цирк Бескоровайного, Поддубный начал бороться на поясах (русско-швейцарская борьба). Так же, на поясах, он боролся и в цирке Труцци. На молодого борца обратил внимание доктор Гарнич-Гарницкий, возглавлявший в Киеве кружок тяжелой атлетики. Под его руководством Поддубный стал изучать приемы французской борьбы. Потом спортсмен занимался в Петербургском обществе атлетов, где его три месяца тренировал артист Эйжен, в прошлом профессиональный борец. В 1903 году Общество атлетов отправило Поддубного в Париж для участия в соревнованиях. При росте 184 см, охвате груди 134 см, пояса 103 сам, бицепсов 50 см русский богатырь весил 120 кг. Обладая колоссальной силой и великолепным мышечным аппаратом, Поддубный в то же время отличался быстротой реакции и хорошо проводил самые сложные приемы. Это был умный борец, рассчитывавший свои силы и хорошо ориентировавшийся в возможностях противника. Ко всему этому, как утверждал Гарнич-Гарницкий, у Поддубного было неоценимое для каждого спортсмена качество — спортивное сердце не только в физиологическом, но и в психологическом плане. Этот борец был способен развить в нужные минуты колоссальную энергию, «подобную взрыву и не терять в «кураже» в самые тяжелые и опасные моменты борьбы». 
В 1905 году, выступая в чемпионате у Чинизелли, Поддубный занял первое место и был объявлен чемпионом мира. С тех пор он постоянно в цирковых чемпионатах занимал первые места.
Другим выдающимся борцом и, бесспорно, выдающимся артистом был И.М. Заикин. Родился он в селе Верхнее Талызино Симбирской губернии, в семье бурлака. В 1889 году семья Заикиных, гонимая голодом, переехала в Самару. Девятилетний Иван Заикин пошел поводырем к слепому, просившему подаяние, потом служил подпаском у уральских казаков, рабочим на мельнице, грузчиком на пристани. Попал в цирк, сделал вызов борцу Снежкину и победил его. Заикиным заинтересовался К.И. Меркурьев, владелец нефтяной фирмы, сам любивший побаловаться гирями и побороться. Он взял молодого силача к себе в рассыльные, а в 1902 году отправил на свой счет в Петербург, где Заикин некоторое время занимался на арене графа Рибопрьера. Меркурьеву было лестно, что его служащий — такой силач. В 1904 году Заикин поступил в цирк Яковлева, гастролировавший в Твери; здесь встретился с Поддубным. На протяжении шести лет Заикин работал в цирке Никитиных, впоследствии он написал: «Собственно говоря, цирк Никитина сделал из меня всесторонне развитого тяжелоатлета, а не просто борца, знающего одно дело — борьбу». 

Иван Поддубный

alt


На арене Заикин выступал как исполнитель тяжелоатлетических номеров, носил на плечах якорь весом в 25 пудов, на его плечах гнули железную балку и даже ломали телеграфный столб. На лежавшего на арене атлета клали доски, и по этим доскам проезжал автомобиль с пассажирами. Он любил театрализовать свои атлетические номера. В.Е. Лазарено вспоминал: «Оркестр играл «Эй, дубинушка, ухнем». Из-за кулис появлялся Заикин в русской рубахе и лаптях, и на плечах он нес необычайно большой бочонок. Обносил кругом арены. Потом у него снимали бочонок, и он рассказывал публике свою биографию. Рассказывал , как он из грузчиков саратовской пристани попал в чемпионат, как он сделался чемпионом мира». 
Высокую оценку Заикину давал писатель А.И. Куприн, сам сильный человек и любивший силачей. Он писал Заикину в 1925 году: «А ведь ты, Ваня, первый показал, что в борьбе надо иметь в своем багаже, кроме силы и смелости, еще и расчеты и мягкость, понимание души противника и снисходительность, и мудрую экономию во всех своих средствах, и многое другое, что давно поставило тебя борцом вне класса». Куприн вспоминал, как мечтал Заикин организовать питомник физической культуры. 
Иван Шемякин окончил Петербургское городское училище, служил солдатом в гвардии, рабочим на железной дороге. Занимался в кружке Краевского и по его настоянию перешел на цирковую арену. Иван Романов родился в Риге, в рабочей семье и сам работал на заводе, где был создан спортивный кружок, ставший для него школой. А оттуда прямой путь вел на арену. 

Иван Лебедев (дядя Ваня) 

alt

alt

Иван Чуфистов — крестьянский сын, родом с Рязанщины. Переехал в Одессу и поступил на конку в качестве конюха. Перебрался в Москву, начал заниматься в спортивной школе Чаплинского и перешел в чемпионат. С 1908 года Чуфистов — профессиональный борец. П.М. Янковский (Папаша) — выходец из обедневшей семьи польских дворян. Атлетикой стал заниматься в лейб-гвардии уланском полку, где служил вахмистром. 
Николай Вахтуров, один из немногих учеников Поддубного, человек феноменальной силы, окончил сельскую школу, с борьбой познакомился в Петербурге, где служил в гренадерском полку. Став профессиональным спортсменом, Вахтуров писал: «Я люблю борьбу больше всего на свете, люблю так, как художник любит свою картину, композитор любит свое музыкальное детище, артист — свою выигрышную роль». 
Несколько особняком стоял П.Ф. Крылов. Его отец был управляющим на винном заводе, и Крылов учился сначала в гимназии, а потом в реальном училище. Окончил он также мореходные классы, получив специальность штурмана. Но его всегда влек силовой спорт. В юности Крылов упражнялся дома утюгами и поднимал гири в торговых лабазах. В 1898 году пришел на спортивную арену Кистера. Еще раньше, в 1895 году, бросив штурманское дело, начал как атлет выступать в балагане Лихачева в Москве на Девичьем поле. С этим же балаганом поехал в провинцию, показывал упражнения с гирями и вызывал бороться на поясах всех желавших. Перешел в цирк Камчатного, где выступал в день до пятнадцати раз да еще стоял на раусе. Какая для этого нужна была сила и какое здоровье! От Камчатного Крылов в Уфе перешел к Боровскому, с его цирком колесил по Сибири. В 1906 году вступил в чемпионат, действовавший в варшавском цирке А. Чинизелли, и здесь начал обучаться французской борьбе. 

Георг Лурих

alt


alt


Наше приложение для iOS и Android

Комментарии