8 ноября 2021                    

Тренер сборной Беларуси по вольной борьбе: Делать ставку на необстрелянного пацана не могли

Иван Янковский в прошлом белорусский борец вольного стиля, в прошлом призёр чемпионата мира и трёхкратный призёр чемпионатов Европы. 

В возрасте 32 лет принял предложение возглавить сборную Беларуси и завершил спортивную карьеру. 

Несмотря на отсутствие опыта, Янковский справляется с задачей - его работой довольны в Федерации. 

Из интервью специалиста Минским новостям.

- На чемпионате мира — 2019 борцы вольного стиля не завоевали лицензии. Последние шансы оставались на двух отборочных турнирах. Это добавляло нервозности?
— Нет. Тренерский штаб не нагнетал обстановку, а пытался раскрепостить подопечных. Спортсмены прекрасно понимали, что находится на кону. Желание попасть на Олимпиаду у них было. Благо всё получилось. Уже на первом лицензионном турнире завоевали три пропуска в Токио.

— Легко ли было формировать состав на эти состязания?
— Пожалуй, спортсмены у нас равные по уровню в весовой категории до 74 кг, где выступают Магомедхабиб Кадимагомедов и Азамат Нуриков, а также Али Шабанов и Расул Тихаев в 86 кг. В других весах такой конкуренции нет. По плану готовили борцов к отборочным турнирам. Каждый из парней — с богатым международным опытом, они знают, как правильно себя подвести психологически, как добиться успеха. До турниров прошёл чемпионат страны. Молодые борцы преподносили сюрпризы, но ведь на международных турнирах совсем другой нерв и уровень. Поэтому делать ставку на необстрелянного пацана не могли.

— Воодушевили результаты первого отборочного турнира?
— С удовольствием наблюдал за качественной борьбой ребят. Ведь до этого у нас толком международных соревнований не было. Почти весь 2020 год тренировались в родных стенах. Незадолго до турнира удалось выехать на сбор в Турцию. Значит, домашняя работа принесла плоды. Конечно, порадовались трём лицензиям. Но ведь остались без пропуска опытные Владислав Андреев, Нюргун Скрябин, Магомедхабиб Кадимагомедов. Они также хорошо отработали на состязаниях, но спортсменам немного не хватило. Да, Кадимагомедов реабилитировался на втором квалификационном турнире.

— Четыре лицензии — это потолок?
— Могли выиграть лицензии во всех шести категориях. На втором турнире Андреев в равном поединке уступил опытному кубинцу. Считаю, неоднозначным было судейство в состязаниях с участием Скрябина: белорус укладывает соперника на лопатки, а судья даёт свисток и поднимает борцов в стойку. Это нонсенс. Понятно, не все всегда складывается гладко. Но четыре лицензии — это хороший результат.

— К Играм готовились в Беларуси?
— Да. Парней никто не подгонял, не вспоминал про важность предстоящих соревнований. Лицензия в нашем виде спорта выдаётся на страну. Вопрос, кто поедет в Токио, не поднимался. На случай форс-мажора мы готовили и вторых номеров в тех весах, где выиграли лицензии.

— Кто из парней больше всего нервничал перед Олимпиадой?

— Все были собраны, сконцентрированы, не замечал за ними лишних эмоций. Пожалуй, Денис Хроменков не справился с психологической нагрузкой, волнением во время борьбы на Олимпиаде. От большого желания он совершил столько ошибок, сколько не делал на состязаниях в течение года. Остальные отработали более хладнокровно.

— Как воспринимали пустые трибуны на Олимпиаде?
— Мы ранее боролись без зрителей на крупных турнирах и представляли, что это такое. Тем не менее в Токио без болельщиков было скучно. Кому-то это оказалось на руку, а кому-то не хватило эмоций, поддержки. Хотя спортсмены понимали, что за их выступлением на родине наблюдают родные, близкие, друзья. Возможно, некоторым хотелось шума и аплодисментов, когда они стояли на пьедестале. Но ведь у них на шее висела заветная медаль. И это самое важное. Позже с опытными спортсменами и тренерами общались на тему зрителей, и все заявили, что в Токио была одна из самых скучных Олимпиад. Все сидели по своим номерам, к тому же сам город не видели. Только из окна автобуса, который перевозил нас из точки А в точку Б.

— Кадимагомедова не планировали отправлять на чемпионат мира, который прошёл через полтора месяца после Игр?
— Магомедхабиб ехал в Токио с травмой голеностопа. Благо это не помешало ему успешно отработать (взял серебро). По возвращении в Минск повреждение его всё ещё беспокоило. Борец взял паузу, чтобы заняться восстановлением. Сезон у него и так получился непростой.

— До следующей Олимпиады осталось на подготовку не 4, а 3 года. Это плюс или минус?
— Не смогу ответить, хорошо это или плохо. В таких условиях оказались все, и мы под них подстраиваемся. Молодёжь? Всегда подтягиваем талантливых парней на сборы с национальной командой. Из-за пандемии почти не проводились турниры, а для молодых атлетов такой расклад плох. На тренировках ребята добавляют в мастерстве, однако на соревнованиях это происходит намного быстрее. Даже проигрыши приносят много пищи для размышлений. Соревнования можно сравнить с экзаменом: не сдал с первого раза, значит, что-то нужно подкорректировать и пробовать со второго. Конечно, тренерам нужно работать с молодёжью, создавать условия. Но и сами парни должны двигаться к цели.

— В ближайшее время планируются изменения в правилах борьбы?
— Похоже, нет. Если бы это случилось, то в новом формате прошёл бы недавний чемпионат мира в Осло. Остались и прежние весовые категории. Мне нынешние правила нравятся. Правда, предложил бы вернуться к старому формату взвешивания — не утром перед соревнованиями, как сейчас, а накануне вечером.

— Скоро исполнится 2 года с момента, как вас назначили на должность главного тренера сборной Беларуси…
— Сейчас отчётливо понимаю, как идут все процессы. Да, ушло какое-то время на адаптацию. Растёт команда, расту и я. Спасибо и помощникам по тренерскому штабу. Пока получается, желательно продолжить в том же духе. Хочется, чтобы поскорее всё вернулось на те рельсы, которые были до пандемии, когда команды могли без проблем приезжать друг к другу на сборы, соревнования. С этим согласятся мои коллеги-тренеры по борьбе из всех стран.


Наше приложение для iOS и Android

Комментарии