27 ноября 2009                    

Свободный бой

altСегодня Москва – одна из общепризнанных и самых быстроразвивающихся мировых столиц боевых искусств и единоборств. Здесь проходили и проходят чемпионаты мира и Европы по практически всем спортивным единоборствам, сюда приезжают для проведения семинаров лучшие мировые наставники и основатели стилей и школ, здесь на фестивалях демонстрируют свое искусство лучшие мастера планеты.
При этом, в отличие от других признанных центров, в Москве в настоящее время представлены практически все стили, школы и направления боевых искусств. Если в Токио вы с большим трудом найдете место, где преподают ушу, а в Пекине вы вряд ли сможете позаниматься каратэ, и ни там, ни там вы не отыщете секции по славяно-горицкой борьбе или борьбе на поясах, то в Москве для реализации вашего выбора вы должны, всего лишь, запастись упорством и настойчивостью.
Жизнь боевых искусств неразрывно вплетена в интенсивный ритм гигантского мегаполиса. Но если будни – это тяжелые дни тренировочного процесса, то выходные – это праздник соревнований, семинаров и фестивалей. Причем, идет этот праздник практически круглый год. А спектр его настолько широк, что вряд ли вам удастся в любую субботу или воскресенье поприсутствовать хотя бы полчаса на каждом из мероприятии по единоборствам и боевым искусствам, проходящим в Москве.
И тем не менее, именно такую задачу мы поставили перед собой, выбрав для съемок одну из обычных московских суббот – 8 декабря 2007 года.

Кёкусинкай

altКёкусинкай - контактный стиль каратэ, созданный в 50-е годы нашего столетия Масутацу Оямой в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу "каратэ без контакта". Демонстрируя миру мощь реального каратэ, Кекусинкай постепенно завоевал популярность буквально во всех странах, а позже лег в основу множества других контактных стилей каратэ. "Кеку" - значит "абсолют, предел", "Син" - "истина, реальность", "Кай" переводится как "союз, общество". Таким образом, "Кекусин" означает "Абсолютная истина" или "Предельная реальность". В синтезе этих понятий раскрывается смысл слова "Кекусинкай".
Кёкусинкай удивительным образом пришелся по душе россиянам. Появившись в СССР в 1973 году усилиями Александра Танюшкина, Кёкусинкай быстро завоевал популярность. Его развитие продолжалось даже в годы запрета преподавания каратэ. А сразу после снятия этого запрета, Кёкусинкай первым из восточных единоборств стал официально признанным в СССР видом спорта, а с 1989 года существует Федерация Кёкусинкай России. В 1991 году Московская Федерация Кекусинкай провела первый Кубок Москвы, который до середины 90-ых проводился ежегодно.
К сожалению, в последующие сложные годы, Кубок Москвы проводился нерегулярно. Лишь в новом тысячелетии он опять стал проводиться регулярно, так что в выбранный нами день в Москве проходил 13 Кубок Москвы по Кекусинкай.
В этот год Кубок собрал более 120 спортсменов из 26 команд, представлявших 13 регионов России, а также Украину. Команды представляли не только организации Кекусинкай из различных Федераций, но и команды родственных стилей Сэйвакай, Ашихара-каратэ. Особенностью 13 Кубка Москвы стало одновременное проведение соревнований среди новичков, среди опытных спортсменов и среди ветеранов.
В результате тяжелых, упорных, но одновременно красивых и эффектных поединков, первое и второе командные места завоевали два старейших клуба Москвы. Первой стала команда спортшколы «Кайман», а второй – спортивного клуба «Бусидо».
Но удивительным было то, что это была наша не единственная встреча с Кёкусинкай в этот день.

Национальные виды спорта

У каждого народа есть свои излюбленные национальные виды состязаний, проистекающие из особенностей взаимодействия человека и природы, особенностей жизненного уклада этноса. Эти состязания отобраны многовековым опытом народа, его традициями. Многонациональная Россия по праву может гордиться своими исконно народными играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью, и являющимися составной частью культуры. И, несмотря на то, что чаще всего эти состязания напрямую связаны с единоборствами, являясь формой борьбы или некоего противоборства, национальные виды спорта безусловно являются важным фактором единения российского народа.
К нашему одновременному удивлению и удовольствию, случайно выбранный нами день 8 декабря подарил нам много интересных встреч с национальными видами борьбы. И началось наше знакомство с масс-рестлинга, более известного как национальное якутское противоборство - перетягивание палки.
Итак, следующей нашей задачей в выбранный день было знакомство с мас-рестлингом на Всероссийском турнире на призы Президента Республики Саха-Якутия Вячеслава Штырова. Турнир проводился в Российском Государственном социальный университете и был приурочен к официальным мероприятиям, посвященным 375-летию вхождения Якутии в состав Российского Государства.

Мас-рестлинг

altЯкутские национальные игры сохранились до наших дней со времен глубокой старины и до сих пор интенсивно развиваются. Одним из популярных, национальных видов спорта является мас-рестлинг или, по-другому, перетягивание палки. В настоящее время мас-реслинг вышел на государственный уровень – создана Всероссийская Федерация, с 16 июля 2003 года мас-рестлинг является официально признанным в России видом спорта. В 2007 году прошел уже третий чемпионат России по мас-рестлингу.
К нашему удивлению, мас-рестлинг оказался достаточно динамичным и увлекательным состязанием, в котором в той или иной степени проявляются все основные физические качества – сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость. Не последнюю роль играет и тактика, позволяющая выигрывать у физически более вильных соперников. Что же касается организации - то соревнования были очень красочными – настоящий праздник спорта - с музыкой, национальными танцами, показательными выступлениями.

Фестиваль национальных видов борьбы

Знакомство с мас-рестлингом было только началом нашего погружения в мир национальных видов спорта народов России. Настоящее удивление и восхищение ждало нас впереди – во Дворце борьбы имени Ивана Ярыгина – где проходил 2 Фестиваль национальных видов борьбы народов России на Кубок Дружбы народов. В рамках Фестиваля проходили сразу 5 соревнований – турниры по русской национальной борьбе, татаро-башкирской борьбе, более известной как борьба на поясах, борьбе народов Кавказа и национальной борьбе народов Сибири. Апофеозом же Фестиваля стало абсолютное Первенство по борьбе сибирских народов среди чемпионов этих четырех турниров.

Кавказская национальная борьба


altСоревнования начались с поединков Кавказской национальной борьбы. И это неудивительно – всем известно, что борьба в крови кавказских джигитов. Кавказ воспитал десятки чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр по практически всем видам спортивных единоборств – вольной и греко-римской борьбе, дзюдо и самбо, классическому и тайкому боксу, каратэ и ушу-саньда. И возможно корни этих успехов лежат в традиционной борьбе народов Кавказа, чем то схоже с татаро-башкирской борьбе на поясах.
В начале схватки борцы производят обоюдный захват поясов, причем во время схватки можно отпускать только одну руку. Чистой победой считается бросок на спину, в остальном победитель определяется по баллам, начисляемым за технические действия.
Красочным дополнением турнира явились выступления Марьям Османовой и ансамбля дагестанского танца «Рассвет». А перед началом каждой спортивной схватки проходило обязательное исполнение каждым борцом зажигательной «Лезгинки».  

Татаро-башкирская национальная борьба

altТатаро-башкирская национальная борьба «Куреш» или «Корэш», более широко известная как «борьба на поясах», является неотъемлемой частью национальной культуры. Она имеет свою многовековую историю и очень популярна у народов Поволжья, Урала и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Татаро-башкирская борьба совершенствовалась веками. Основные приемы национальных видов единоборств входят в арсенал технических действий некоторых олимпийских видов борьбы. Например, для представителей олимпийских видов борьбы, прошедших школу татаро-башкирской спортивной борьбы, бросок через грудь нередко является коронным приемом.
Татаро-башкирская борьба является официально признанным видом спорта, но кроме соревнований, проводимых согласно ежегодным календарным планам, она включается и в программы различных праздников и фестивалей, и, как правило, находится в центре всеобщего внимания. В этих состязаниях участвуют представители самых различных национальностей. Благодаря необычайной популярности татаро-башкирской спортивной борьбы, в соревнованиях и на праздниках Сабантуй наряду с хорошо подготовленными спортсменами участвуют и любители, не имеющие специальной подготовки.
Татаро-башкирская спортивная борьба - это вид спортивного единоборства, в котором перед борцом стоит цель положить соперника на лопатки применением какого-либо из разрешенных приемов после принятия положения стойки. При этом, особенностью этой борьбы является захват: при котором соперники стоят лицом друг к другу с намотанными на кисть правой руки кушаками, длинная часть которого набрасывается на поясницу соперника и захватывается другой рукой. При этом, соперники после захвата нагибаются, накладывая голову на правое плечо соперника. Зацепы и подсечки в этом виде запрещены. При всей простоте этих правил – Куреш технически достаточно сложный, но очень захватывающий вид борьбы.
И снова, в рамках турнира по татаро-башкирской борьбе, прошли красочные выступления национальных танцевальных коллективов.

Русская национальная борьба

altПарадокс, но русская национальная борьба мало известна в России. Советский Союз активно стимулировал процесс изучения национальных видов спорта различных народов. Народные виды борьбы внедрялись в национальную систему физического воспитания: многим известны, по крайней мере, на слух, армянская борьба "кох", грузинская "чидаоба", таджикская "гуштини", узбекская "кураш", казахская "курес", киргизская "куреш", азербайджанская "гюлеш". При этом, оставались в тени борцовские традиции государствообразующей нации – русских. Видимо считалось, что рожденного в СССР самбо вполне достаточно. Но и сегодня в России, как показал в том числе и этот фестиваль, народные виды борьбы широко развиваются в Татарстане, Башкортостане, Тыве, Кавказских республиках, у многих народов Севера. Русская же национальная борьба до сих пор малоизвестна.

Тем отраднее явился факт включения состязаний по русской борьбе в программу 2-го Фестиваля национальных видов борьбы. И хотя правила соревнований по этому единоборству еще находятся в процессе развития, некоторые особенности уникально выделяют этот вид борьбы из ряда других. Например форма рубахи для поединка, одевающейся через голову, позволяет вести борьбу, как говорят, «за вороток». Кстати, именно наличие такой рубахи позволяет однозначно увидеть именно в русской борьбе основу современного спортивного самбо, технический арсенал которого в большой степени базируется на использовании жесткой куртки.
И, как всегда, русские народные танцы украсили спортивные состязания.

Борьба сибирских народов

altБУХЭ-БАРИЛДААН — так называется одно из немногих дошедших к нам из глубины веков в неизменном виде национальных единоборств, не имеющих себе равных по популярности. В бурятском фольклоре существует множество легенд, рассказывающих про ловких богатырей, обладавших невиданной физической силой, отражавших нападения врагов, злых духов, или состязавшихся на праздниках за право обладания невестой. Впоследствии эта борьба стала любимым видом спорта у многих народов, населяющих зауралье и Сибирь.
Именно борьба сибирских народов, основанная на бурятской национальной борьбе «Бухэ Барилдаан», на Фестивале стояла особняком. Как и по другим национальным единоборствам, по борьбе сибирских народов вначале прошел турнир, и были определены победители. Однако, после окончания всех четырех турниров по четырем видам борьбы, именно по «Бухэ Барилдаан» было проведено абсолютное первенство среди восьми чемпионов по национальным видам. Чемпионы в тяжелых и полутяжелых весах боролись по олимпийской системе за звание Абсолютного чемпиона.
Все дело в уникально простых и доступных правилах этого единоборства, позволяющих соревноваться борцам всех стилей и направлений, да и вообще – всем желающим. Правила действительно просты: чистая борьба и полное отсутствие ударной техники, то есть никакой примеси рукопашного боя. Задача состоит в том, чтобы вывести соперника из равновесия, но при этом надо удержаться на ногах и не выйти за пределы ковра. Борец считается проигравшим, если его заставят коснуться земли третьей точкой опоры. В целом, правила очень похожи на сумо, которое сверхпопулярно в Японии.
Для борьбы «бухэ барилдаан» применяется особая одежда: шапка, внешне напоминающая шлем; национальные борцовские трусы, специальные куртки, на ногах «гутулы» — кожаные сапоги. В сочетании с традиционным танцем-приветствием перед поединком поединок выглядит очень красочно. Несмотря на то, что схватка может длиться от одной секунды до нескольких минут, – «Бухэ барилдаан» чрезвычайно зрелищное, динамичное и азартное состязание.
И опять следует сказать о красочных и очень необычных выступлениях национальных творческих сибирских коллективов. Например, о выступлении группы «Намгар» - единственного московского коллектива, посвятивший себе музыке Южной Сибири и Монголии. Или прекрасном танце в исполнении ансамбля «Улаалзай».
Победителем Абсолютного первенства стал Заслуженный мастер спорта Аяс Монгуш из республики Тыва, и это неудивительно. Все титулы этого спортсмена перечислить просто невозможно. Многократный чемпион мира, Европы и России по сумо, но что, наверное, более важно – 12 кратный чемпион России по национальной борьбе куреш. Казалось бы, как ему противостоять? И, тем не менее, финальная схватка Аяса с 75-килограмовым Зоригто Церендондоповым из Бурятии была запредельно напряженной и, что удивительно, непредсказуемой. Соперники боролись всё отведенное основное и дополнительное время и даже были поставлены в принудительный захват. И, все-таки, сверхопытный Аяс одержал победу, получив титул абсолютного чемпиона и специальный приз от Главы администрации Агинского Бурятского автономного округа Баира Жамсуева.

7 юношеский международный Фестиваль спортивной борьбы

altУдивительно, но с борьбой на поясах мы встретились в этот день еще раз. Ведь в Москве во Дворце спорта «Лужники» проходил еще один фестиваль борьбы – 7 юношеский международный фестиваль спортивной борьбы, который по традиции был посвящен очередной, на этот раз - 66-й, годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Проведенный впервые в 2001 году по инициативе Полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО Георгия Полтавченко, Фестиваль уже на следующий год соревнования приобрел статус международного и стал популярным не только в России, но и за рубежом. В этом году на Фестиваль, кроме команд всех 18 регионов Центрального Федерального округа России, приехали спортсмены из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Белоруссии, Украины. В течение трех дней под сводами Дворца спорта главного стадиона страны проходили схватки двух тысяч юных борцов в возрасте от 14 до 16 лет.
В программу соревнований были включены только те спортивные единоборства, которые не только имеют активно функционирующие международные спортивные Федерации, но и наиболее широко развиты в наше стране и имеют единые всероссийский Федерации или Ассоциации – в этом году их было выбрано семь: греко-римская и вольная борьба, самбо, дзюдо и джиу-джитсу, и, уже виденные нами в этот день, кёкусинкай и борьба на поясах. Кстати, по причине не улаженного конфликта между несколькими Федерациями таэквондо, этот вид единоборства, ранее представленный на Фестивале, в этом году на Фестиваль не был включен, в отличие от Кекусинкай, наладившего работу единой Ассоциации.
Вообще, Фестиваль по праву стоит особняком в ряду других аналогичных мероприятий, например, увиденного нами чуть раньше Фестиваля борьбы народов России, имея два существенных отличия.
Во-первых, он непосредственно организуется Федеральным агентством по физической культуре и спорту и проходит под патронажем аппарата Полномочного представителя Президента в ЦФО. На церемонии открытия Глава Росспорта Вячеслав Фетисов сказал, что цель турнира – популяризация спортивной борьбы и здорового образа жизни среди молодежи, совершенствование учебно-тренировочной работы в спортивных организациях, а также патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Во-вторых, на турнире выступают региональные команды, которые формируются непосредственно региональными управлениями Росспорта. И победитель на соревнования в рамках Фестиваля определяется не в личном, а командном первенстве между регионами. И если для видов спорта имеющих давнюю традицию в нашей стране – например самбо, или олимпийских вольной, греко-римской борьбе и дзюдо, такая форма не вызывает никаких проблем, то для видов борьбы имеющих несколько Федераций – формирование единых сборных региона – настоящий прорыв, ведущий к дальнейшему объединению внутри вида спорта.
Что же касается спортивной части Фестиваля, то, глядя на результаты финальных соревнований, бросается в глаза продолжающееся доминирование столичного региона. Представители московской борцовской школы, как и год назад, лидировали почти во всех видах единоборств. По мнению профессиональных наблюдателей, было бы интересно сравнить уровень подготовки москвичей, например, греко-римского или вольного стиля с оппонентами, например, из Дагестана, Чечни, Северной Осетии, в Кёкусинкай – с сибирскими или дальневосточными каратистами, а в борьбе на поясах – с борцами из Татарстана, Башкирии, Чувашии или других регионов, где готовятся талантливые борцы для сборной России. Поэтому в будущем планируется не ограничиваться рамками одного Центрального федерального округа, пусть и в статусе Открытого турнира, а провести всероссийский фестиваль спортивной борьбы. Как считают представители всех видов спорта, принимавших участие в Фестивале, специалистам Росспорта, отлично организовавшим Международный фестиваль, и эта задача по силам.

Капоэйра

altК нашему огромному сожалению, наша задача посетить все мероприятия по единоборствам в Москве в течение одного дня осталась невыполненной. Нам не удалось посетить Открытой Кубок Москвы по капоэйра и семинар чемпиона мира по капоэйра Жилмара Сауза дос Сантоса, также проходивших в этот, случайно выбранный нами уик-энд.
Что же, приходится признать свое поражение. Но это поражение со вкусом победы. Судите сами: мы смогли посетить соревнования по 14 видам спорта в один день. Причем с рядом единоборств мы познакомились впервые. А диапазон увиденного позволил оценить весь масштаб любви нашего народа к боевым искусствам.
Мы убедились, что в нашей стране спортсмены изучают весь спектр видов и направлений единоборств: от национальных российских видов борьбы, например, мас-рестлинга или борьбы «Бухэ Барилдаан», до олимпийских видов, например, дзюдо или вольной борьбы; от рожденного в нашей стране самбо до возникших в самурайской традиции Японии, давшей миру само понятие «Будо», джиу-джитсу и Кёкусинкай.
Мы увидели, что единоборствами в нашей стране с одинаковым упорством занимаются спортсмены не только всех возрастов – от юношей и подростков до взрослых спортсменов и ветеранов, но и обоих полов – от юношей и девушек до мужчин и женщин.
Мы узнали, что в один и тот же день в Москве на поединки выходят как новички, первый раз принимающие участие в соревнованиях, так и многократные чемпионы мира и Европы, которые сами не могут вспомнить все завоеванные титулы и выигранные соревнования.
В чем причина такой любви россиян к единоборствам? Что нам так по душе в них?
Может быть дело в том, что наша, ставшая притчей во языцех, широкая душа, как ни у какого другого народа созвучна с принципами честной борьбы – подраться и сразу помириться, выйти лицом к лицу с соперником на честный поединок, а по его окончании, независимо от результата, остаться друзьями. И, может быть, пресловутая национальная идея, которую уже сотни лет не могут найти лучшие умы России, на самом деле проста и состоит именно в этом – побеждать честно, уважать соперника, а проиграв, не затаивать ненависти. И если это так, то победа всегда будет за нами!


Наше приложение для iOS и Android

Комментарии