WRESTLING.UA
больше ...

Маирбек Юсупов: По себе знаю, как коварен и опасен этот коронавирус...
10-08-2020

Маирбек Юсупов - уроженец Дагестана (РФ), заслуженный тренер России по вольной борьбе.

Специалист работает консультантом в сборной Казахстана, но с марта 2020 года не может вернуться к работе из-за пандемии. 

Юсупов считает коронавирус очень опасным. Специалист знаком с недугом не понаслышке - переболел сам и вся есть семья. 

Интервью тренера корреспонденту Спортивной борьбы Дагестана. 

 – В июне эпидемиологическая ситуация в Казахстане вроде бы стала нормализироваться, нам даже разрешили провести сбор, но потом страну накрыла вторая волна пандемии. Несколько ребят из нашей сборной заразились коронавирусом, но они, молодые и крепкие, перенесли заболевание без особых осложнений, а вот знаменитого казахского «классика», победителя московской Олимпиады Жаксалыка Ушкемпирова болезнь не пощадила. С ним я познакомился в 2018 году, он напутствовал нас перед Азиадой. Годом ранее его наградили золотой звездой Героя Труда, и он пришёл на встречу с этой наградой. Пообщались мы с ним тогда, хороший был человек, жаль его.

По себе знаю, как коварен и опасен этот коронавирус. Вернувшись в Махачкалу, я старался соблюдать режим самоизоляции, практический не выходил из дома, но не уберегся. Мои сыновья, супруга тоже переболели, но они лечились в домашних условиях, а мне потребовалась госпитализация.

– Как себя сейчас чувствуете?

– Нормально, как будто бы и не болел. Но как вспомню, что пережил… Лучше и не вспоминать. Несколько суток не мог сомкнуть глаз – то ли от этого, то ли от сильнодействующих лекарств стали появятся галлюцинации. Состояние было ужасным, лежал в реанимации, еле выкарабкался. В этой же больнице лежал Абдулманап Нурмагомедов, потом его переправили в Москву, но, увы, спасти его не удалось. Мы с ним сильно дружили, и мне тяжело осознавать, что его уже нет рядом.

– Абдулманап Магомедович начинал путь в спорте с вольной борьбы, вас это сблизило?

– Да, и кроме того мы земляки, родом из Цумадинского района. Он своего старшего сына Магомеда тоже отдал на борьбу, он тренировался у меня в ШВСМ. Так получилось, что в последнее время мы особенно много общались с Абдулманапом. Он был почетным гостем на чемпионате мира в Нур-Султане, потом еще дважды приезжал в Казахстан – один раз вместе с Хабибом и другими своими воспитанниками на турнир ММА, а в другой раз, чтобы получить в посольстве США американскую визу. Абдулманап часто делился со мной своими задумками и планами. В этом году он открыл в Махачкале современный спортивный зал, и это была лишь маленькая толика из того, что он замышлял. И можно представить, сколько бы ещё он с его кипучей энергией, светлой головой и открывшимися в последнее время перед ним возможностями смог бы сделать полезного для людей, для родной республики!

Много было потерь за последнее время. На днях в автоаварии погибли трое казахстанских вольников. Один из них – Ильяс Жумай – входил в число ведущих борцов нашей сборной, он не раз приезжал в Дагестан, был у меня дома. Чуть раньше трагически оборвалась жизнь выдающегося советского борца Александра Иваницкого. Я был знаком с ним, но лучше знал его сына – Владимира, который многим известен по репортажам с борцовских соревнований. Иваницкий-старший успешно работал в журналистике, писал книги. Такие разносторонние, эрудированные личности, как он, как Александр Карелин, Бувайсар Сайтиев, облагораживают и возвышают наш вид спорта. Пользуясь случаем, выражаю соболезнование родным и близким погибших.

– Как поддерживают форму в период карантина борцы сборной Казахстана?

– Как и все, сначала в домашних условиях, потом, когда жёсткий режим самоизоляции был снят, тренировались на свежем воздухе. Как я уже отмечал, провели даже один сбор – с 15 июня по 2 июля. Потом с начавшейся второй волной пандемии вновь был объявлен карантин, и ребятам опять пришлось тренироваться индивидуально. Все они постоянно находятся в поле зрения главного тренера сборной Асета Серикбаева, созваниваюсь с ними и я, и мы стараемся, насколько это возможно, контролировать их подготовку.

– Может ли так случиться, что ваш тренерский штаб планировал взять на Олимпиаду одних, а теперь поедут другие?

– Маловероятно, что до Игр в Токио появятся новые имена. Мы, конечно, были бы рады, если бы они появились, но надо реально смотреть на вещи. На сегодняшний день мы имеем по одному-два борца в олимпийских весах, которые способны конкурировать на международном уровне. Это касается в том числе категорий до 125 и 86 кг, в которых нам ещё предстоит побороться за олимпийские лицензии. Надо исходить из того, что есть, поэтому будем работать с теми ребятами, на которых уже остановили свой выбор.

В этом плане в России в связи с переносом Олимпиады складывается совсем другая ситуация. Те борцы, которые считались главными кандидатами в олимпийцы, уже таковыми не считаются. Им придётся заново доказывать своё превосходство, а поскольку конкуренция в России в каждом весе большая, сегодня никто не может сказать, кто попадёт в олимпийскую сборную. Сомнений нет, пожалуй, лишь в Абдулрашиде Садулаеве. Многое будет зависеть от того, кто как готовился во время карантина. «Качка», кроссы – всё это хорошо, все этим занимаются, но преимущество получит тот, кто раньше приступил к работе на ковре. Надо понимать, что ничто не может заменить ковёр. Сейчас в залы всё еще не пускают, и неизвестно, когда пустят, но ведь можно проводить сборы в изолированном месте с соблюдением всех санитарных норм. Да, это потребует дополнительных организационных усилий, но а как по-другому? В конце концов, во многих странах мира, где выходят из карантина, уже проводят сборы. Разумеется, если существует малейший риск для здоровья, торопиться не стоит, но, если санитарные службы дают добро, надо переходить к полноценным тренировкам.

– Когда к ним вновь перейдёт сборная Казахстана?

– К сожалению, постоянно приходится корректировать план подготовки. Намечали возобновить тренировки 18 августа, а теперь начало сбора перенесено на первые числа сентября. Это будет первый из четырёх запланированных на остаток сезона сборов. Последний из них, который станет заключительным этапом подготовки к декабрьскому чемпионату мира в Белграде, хотим провести в Польше или Белоруссии. В планах у нас было также участие в трёх стартах, но один из них – турнир на призы А. Медведя в сентябре в Минске – под вопросом, так как исполком UWW отменил все соревнования в своём календаре до ноября. Остаются октябрьский чемпионат Казахстана и ноябрьский Мемориал Д. Кунаева.

– Не скучаете по работе?

– Никогда прежде я так долго не оставался вне борцовского зала. Конечно, скучаю, но уже потихоньку втягиваюсь в работу. После того, как я выписался из больницы, месяц находился дома, приходил в себя, а потом стал выходить по утрам в парк, где тренируются Даурен Куруглиев и другие ребята. Охотно согласился им помочь, тем более это нужно и мне, чтобы быть в тонусе. Сейчас я, можно сказать, сижу на чемоданах, жду, когда можно будет вернуться в Казахстан. На ближайшем сборе я уже должен быть с командой.