Серебряный призёр ОИ (Лондон-2012), трёхкратный чемпион мира (Баку-2007, Хернинг-2009, Москва-2010), чемпион Европы (Баку-2010) российский борец вольного стиля тяжеловес Билял Махов дошёл до финала на международном турнире памяти Вацлава Циолковски в Варшаве (Польша), но принял решение не выходить на решающий поединок.
До этого Махов не выходил на ковёр 20 месяцев - некоторые и вовсе списали популярного спортсмена со счетов.
В интервью корреспонденту официального сайта Федерации спортивной борьбы России WrestRus Махов рассказывает о затянувшейся реабилитации и дальнейших планах.
- Восстановление у меня немного затянулось (улыбается). После завершения 2017 года, готовился и к турниру Ярыгина, и к Европе, и к России - а в итоге летом 2019 года в Польше прошёл мой первый за 20 месяцев старт. Хотелось бы, конечно, выступить и на чемпионате России - и при большом желании мне бы это удалось - но я уже не в том возрасте, чтобы рисковать. Врачи рекомендовали возвращаться на ковер в августе - поэтому и запланировал свое возвращение на турнир в Польше.
- 20 месяцев - огромная пауза...
- Да, но ведь однажды я уже через это проходил - после Олимпиады в Лондоне я не боролся нигде более двух лет - и вернулся сразу на чемпионате мира, да ещё и в другом стиле. Так что опыт больших пауз мы имеем (улыбается).
- Возвращаться в стиль, где вы выиграли три чемпионата мира, приятнее и, наверное, проще?
- В вольной борьбе чувствуешь себя посвободнее. Тем более сейчас на меня не возлагалось никакой дополнительной ответственности, если сравнивать моё нынешнее возвращение с 2014 годом. Тогда, в классике, все получилось спонтанно: два года перерыв, и тут сразу мир, сразу внимание - и ответственность... Тогда подвести тренеров шанса не было. А сейчас я приехал в первую очередь получить удовольствие от борьбы, посмотреть как я себя чувствую после перерыва. Никакого давления. Так что да, возвращаться сейчас было полегче.
- И каковы эмоции после первого старта?
- Положительные. Приятно возвращаться в ту атмосферу, в которой ты провёл большую часть своей жизни, испытал массу положительных эмоций. Приятно понимать, что ещё есть возможность побороться.
- Готовы к полноценному возвращению? Всё-таки, с финала вы снялись...
- Был план провести три встречи на первом турнире - и я его выполнил. Турнир сделал, а значит - готов. А дальше - будет видно.
- Турнир получился не самый сильный, но и не самый слабый. Довольны уровнем соперников?
- Особо не углублялся, с кем придётся бороться в Варшаве - главное войти в соревновательную атмосферу, понять данный уровень, проверить себя. Важный момент - на соревнованиях у тебя отключается фактор осторожности, и только там ты можешь понять насколько ты готов в данный момент, что и где тебя беспокоит. А соперники - это второстепенный фактор.
- По этому регламенту вы ещё не боролись. Понятно, что на дворе не 2010 год, когда у вас был такой вес, что приходилось гонять, но всё-таки: борьба в два дня и взвешивание в два дня - что вы об этом скажете?
- Знаю что такое сгонка, и думаю, что если бы у меня сегодня был бы вес под 140 кг, я бы вряд ли бы боролся. Гоняешь вес, борешься, выходишь в финал - и опять гонять... Ну уж нет. У меня был ритуал: после каждого взвешивания я весогоночный костюм резал ножницами. А сейчас держать его в номере два дня - да я же спать не буду! (смеётся) Конечно, двойное взвешивание - тяжёлый момент. Но если два дня бороться - конечно, нужно ежедневное взвешивание. Иначе борцы будут и по 20 кг гонять. Скажу одно - при любом формате все в одинаковых условиях.
- Вы уже семь раз выступали на чемпионатах мира - пять раз в вольной и два раза в греко-римской. Готовы ли вы выступить на чемпионате мира, если это будет нужно? Всё-таки, на ближайшем чемпионате мира будут разыгрываться олимпийские лицензии.
- Не буду ничего говорить на этот счёт - мою готовность будут определять в первую очередь тренера. Но в мои планы на данном этапе входит возобновить тренировочный процесс со сборной России - не более.
- За время вашего отсутствия в стране появился лидер - Анзор Хизриев. Что скажете о нём?
- Анзор прибавляет от старта к старту, и на Европейских играх он показал себя во всей красе, одержал победу в соревнованиях. Думаю, что если бы в Минск приехали мировые лидеры, он бы и с ними конкурировал на высоком уровне.
- А в мире за олимпийский цикл особо ничего не поменялось - соперники всё те же, лидеры всё те же...
- В тяжах всегда есть определённая стабильность. Я застал времена таких борцов как Артур Таймазов, Курамагомед Курамагомедов, Алексис Родригес - вырос, соперничая с ними. Они ведь тоже долго держались в лидерах. Сегодня времена других борцов - Тахи Акгюля и Гено Петриашвили. В этом нет ничего удивительного.
- До Олимпийских игр остался год. Вы вернулись с прицелом на Олимпиаду?
- Я бы с радостью не делал бы этот перерыв... Он получился вынужденно. Но в целом - за год, я думаю, восстановить борцовскую чувствительность можно - этого времени вполне достаточно. Главное - не спешить. Это всегда было моей главной ошибкой. Так что в этот раз буду плавно возвращаться... Поэтому я и снялся с финала - чтобы не торопиться. Для возвращения на ковёр три схватки - нормально.
- Вы вернулись только из-за того, чтобы стать олимпийским чемпионом в Токио?
- Нет. Не хотелось оставлять борьбу из-за травмы. Лучше повесить борцовки на гвоздь из-за того, что ты слабее. Я просто продолжаю получать удовольствие от борьбы. Когда перестану получать удовольствие - тогда лучше заняться чем-то другим. Да и, повторюсь, пауза была вынужденная - я не говорил, что ухожу из борьбы. (улыбается)