WRESTLING.UA
больше ...

Натик Багиров: «Сыновья вернули меня обратно в спорт»
28-02-2013

Беседа с прославленным спортсменом белорусско-азербайджанском борце и тренере Натике Багирове. Многократный чемпион мира по САМБО и призер чемпионатов мира по дзюдо, он выступал на Олимпиаде сам, а также принес Беларуси олимпийское «золото» в ранге тренера. Несколько лет назад Натик Надирович объявил, что окончательно закончил с большим спортом и полностью ушел в бизнес, однако до сих пор ни один крупный международный турнир по САМБО не обходится без его участия.

– Наверное, как не бывает бывших разведчиков, так не бывает и бывших самбистов, – рассуждает Натик Багиров. – Хотя есть примеры людей, которые закончили с большим спортом, после чего их никакими веревками не затащить обратно. Закончив активно бороться, я перешел на тренерскую работу – был старшим тренером национальной белорусской сборной по дзюдо. И делал это достаточно успешно: со всех соревнований мы приезжали с медалями, а главное – привезли «золото» с Олимпийских игр в Афинах. Этот результат и позволил мне со спокойным сердцем уйти из спорта. Как говорится, Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить.

Долгие годы меня не было в спорте, но сыновья вернули меня обратно благодаря тому, что сами активно занимаются. Старший, Анар, сейчас больше в учебу ушел, а младший, Ариф, профессионально выступает и в САМБО, и в дзюдо. Поэтому и я находил время, чтобы прийти в зал, проконсультировать их, помочь. Вот так и получилось, что на протяжении этих лет я вновь втянулся в этот процесс, и вновь стал посещать практически все соревнования. Кроме того, руководство Белорусской федерации САМБО и все тренера сборной – это мои близкие друзья. Я не мог находиться вдали от них, мы всегда вместе и живем как одна семья.

– Вы сказали, что ваш старший сын углубился в учебу и перестал уделять спорту много внимания. А успехи младшего сына вас радуют?

– Да, безусловно. По САМБО он уже выигрывал Первенство Европы среди юниоров, был призером и победителем молодежного чемпионата мира. Кроме того, недавно выиграл открытый чемпионат Республики Беларусь по дзюдо – там конкуренция в его весе была достаточно серьезной. Сейчас Ариф в национальной сборной Беларуси и по дзюдо, и по САМБО. Надеемся очень сильно – ставки делаем на него большие, а там увидим.

– Кто его тренирует?

– Конечно, много с ним занимаюсь я, но основную работу проделывает тренерский состав сборной. Всегда рядом с ним и первый наставник Владимир Последович. На протяжении нескольких лет я по мере возможности курирую занятия и помогаю. С раннего детства я тренировал сыновей – начиная от общефизической подготовки, заканчивая дзюдо и САМБО. Они записались в секцию, стали бороться и у них начало получаться довольно-таки успешно.

– Сегодня в Беларуси самбисты тренируются вместе с дзюдоистами…

– В отличие от той же России, у нас маленькая страна, поэтому мы не должны разбрасываться спортсменами, которые могут показывать результаты и в САМБО, и в дзюдо. Недавно председатель Белорусской федерации САМБО Владимир Япринцев возглавил также и национальную федерацию дзюдо. И уже сейчас видны положительные изменения. Во-первых, обновился тренерский штаб – каждый человек собирает свою команду единомышленников. Я считаю, что это правильно, ведь именно им предстоит делать общее дело и отвечать за все удачи или неудачи. Во-вторых, иным стало отношение спортсменов и тренеров к делу. Это касается и тренировок, и взаимоуважения в сборной друг к другу. Дружба в команде ставится во главу угла, именно с этого все начинается – так же, как театр начинается с вешалки. Потом все переносится и на тренировочный процесс.

– Вы живете на несколько стран. Уже засекали, в какой из них проводите больше всего времени?

– Однозначно в Беларуси. Часто выезжаю на этническую родину – в Азербайджан, много времени провожу в России. По делам или с командой езжу и в дальнее зарубежье, но основную часть времени провожу все-таки в Беларуси.

– Вы можете свободно изъясняться на 7 языках. А на каком из них думаете?

– Думаю я на русском. Я родился и вырос в Баку – городе, который был и остается одним из самых интернациональных в мире и при этом русскоязычным. Детский сад, школа и институт – везде мы говорили на русском языке. В мое время говорить в Баку на русском языке было чуть ли не правилом хорошего тона – так же, как когда-то в царской России было принято разговаривать по-французски.

Кроме того, я на протяжении вот уже 25 лет живу в Беларуси, где большинство людей также говорят на русском языке. Я хорошо знаю и люблю азербайджанский язык, но думаю именно на русском – он тоже для меня родной, как и для многих других бакинцев, которые знают его не хуже коренных россиян.

– У вас есть кумиры или идеалы?

– Для меня идеал – это, в первую очередь, мои родители. Папа, к сожалению, уже покойный. Они были и остаются теми людьми, на которых я всегда равнялся и старался быть похожим. Но, как бы ни стремился, я никогда не смогу достигнуть уровня моих родителей. Для меня они как будто святые. Кроме того, я горжусь своими друзьями – они мне как семья. Каждый из них в отдельности для меня является идеалом.

– Говорят, что друзей много не бывает…

– Многие действительно так считают, но у меня много друзей. Причем таких, которые готовы круглосуточно быть рядом. Я очень коммуникабельный человек, у меня хорошие отношения со всеми, но пустить кого-то в душу и назвать другом могу не так легко.

– У нас в архиве много фотографий с различных турниров. Самые эмоциональные – это ваши. Складывается ощущение, что когда вы за кого-то болеете, то сами находитесь на ковре в этот момент.

– Это однозначно так, потому что я переживаю и проживаю каждую секунду той встречи вместе с самбистами на ковре. Только я сопереживаю психологически, а они еще и физически. Иногда смотрю на себя стороны, и даже смешно становится от того, как я на все реагирую. Мои руки и ноги непроизвольно рождают ответную реакцию на каждое движение соперника.

– А еще про вас говорят, что вы пишете стихи.

– Бывает иногда, что на меня находит вдохновение, и я начинаю писать. Пишу о жизни, причем больше о каких-то негативных ее сторонах: нечестных людях или поступках. Стихи в основном пишутся, когда муторно на душе. Тогда строки как-то сами собой ложатся на бумагу. А в веселом настроении совершенно ничего не хочется писать.

– Вернемся к спорту. Каким своим достижением гордитесь, и что хотели бы изменить?

– Горжусь я абсолютно всеми своими результатами, они мне дороги одинаково. Но, честно говоря, пересматривая прошлое с высоты жизненного опыта, мне кажется, я очень многое изменил бы. И в тренировочном процессе, и в психологическом плане, и в отношении к соревнованиям. Если бы те знания, которые у меня сейчас есть, отдать тому Натику, который был 15-20 лет назад, как минимум в два раза лучше оказались бы результаты.

– А нынешнему молодому поколению их можно передать?

– Я считаю, что я могу это сделать. Только надо заниматься этим на более постоянной основе.

– Возможно, стоит написать книгу?

– Может быть и надо. Дети просили, чтобы я на диктофон записывал какие-то автобиографические воспоминания, а они потом обрабатывали бы их и собирали вместе. Но только не хватает на это времени.

– А у самбистов бывает звездная болезнь?

– Как и представители других видов спорта, самбисты также подвержены этому недугу. Но все зависит от конкретного человека. Некоторые воспринимают свою победу так, будто весь мир теперь им обязан. По этому поводу есть хорошее высказывание: чем больше на дереве плодов, тем больше оно склоняется к земле. Другими словами, чем больше результатов у человека, тем он скромнее. Порой посмотришь на чемпиона водокачки, и создается впечатление, будто это 10-кратный олимпийский чемпион…

– За собой в юности такой болезни не замечали?

– Без ложной скромности скажу, что я всегда был очень скромным. Всегда оставался обычным, нормальным человеком в общении и носа никогда не задирал.

Беседовал Александр Соломахин

www.sambo-fias.org