В 1900 году, школа Кодокан Дзюдо перенесла сокрушительное поражение в соревнованиях против Фусэн Рю дзю-дзюцу. Эта школа специализировалась в НЭ ВАЗА или методах поединка лежа, и благодаря отточенной технике и тактике этого раздела бойцы стиля Фусэн Рю дзю-дзюцу убедительно доказали свое превосходство перед борцами дзюдо, выиграв почти все поединки болевыми и удушающими приемами.Сам Кано всегда предпочитал бросковую технику. Он понимал значение и необходимость борьбы лежа, но его персональным предпочтением были более зрелищные и амплитудные приемы, которые он заимствовал и переработал из Кито Рю дзю-дзюцу. Свидетельством этого является ранняя программа Кодокан Дзюдо, систематизированная Кано в 1895 году. Среди технических действий Гокю но Ваза не было ни одного приема борьбы лежа, и вся программа обучения содержала только броски. Отсутствие навыка борьбы лежа и привело к поражению борцов Кодокан в соревнованиях.
Немаловажную роль в этом сыграло и то, что за Кодокан уже не выступали мастера других стилей дзю-дзюцу, как это было в раннее время в известной битве Дзюдо против Тоцука-ха Йошин Рю, когда Кодокан выставил в качестве своих учеников представителей Ошикиучи (Дайто Рю айки дзю-дзюцу) и еще нескольких школ традиционного дзю-дзюцу.
После этого поражения, Кано попросил главу Фусэн Рю дзю-дзюцу мастера Матаемона Танабэ показать ему базовые элементы программы и основные методы этой школы, и, вскорости, обнаружив подобные разработки также в Дзикишин Рю дзю-дзюцу он включил их в программу обучения Кодокан Дзюдо. Считается, что с этого момента Кодокан начал склоняться к борьбе лежа.
В 1914, Всеяпонский чемпионат высших школ, начался в Киото в Имперском Университете. Он стал первым шагом к созданию КОСЭН ДЗЮДО или методам борьбы лежа. Эта форма дзюдо стала настолько популярной и развитой, что в 1925 году, Кано заметил постепенный отход опытными дзюдоками от бросковых техник. Тенденция к акценту на борьбу лежа возникла как у новых студентов, так и у уже опытных мастеров дзюдо, т.к. эффективность этой техники, и, главное простота ее применения против борцов, превосходящих в весе, была очевидной, по сравнению с техникой броска.
В связи с этим правила соревновательного Дзюдо были переработаны и в них были введены особые требования, чтобы все поединки начинались из позиции в стойке, удобной для выполнения бросковой техники. Согласно новым правилам, если один участник соревнований пытался перевести противника в положение лежа просто потянув или повиснув на нем без попытки проведения броска или активного сбивания, его противник автоматически объявлялся победителем.
Несмотря на явное предпочтение бросковой техники, Кано понимал необходимость повышать квалификацию учеников в Косэн Дзюдо, и ощущал острую нужду в специалистах, которые будут серьезно заниматься разработкой этого раздела.
Для этого, Турнир Семи Университетов, который регулярно проводится в Японии по сей день, был освобожден от этих новых правил Кодокан. Студенты Косэн Дзюдо представляли собой элиту борцов, и в поединках, проводимых ими, считалось позорным подать сигнал о сдаче хлопком или голосом. Удушения и травмы суставов при выполнении болевых приемов были неизбежным концом множества схваток. Конечно, такие жесткие тренировки привели к быстрому росту опыта и мастерства и появлению настоящих профессионалов в борьбе лежа.
После создания Международной Федерации Дзюдо в 1951 году, популярность этого вида борьбы стала быстро возрастать.
В это время руководство Бразильской школы, известной позже под названием Грейси Дзю-Дзюцу решило, что пришло время воспользоваться преимуществом волны популярности Дзюдо для развития собственного направления.
Существующая в Бразилии с начала первого десятилетия 20-го века школа японской борьбы начала свою историю с момента приезда Мицуо Маэда, мастера 4-го дана Кодокан Дзюдо, который к тому времени выиграл более 1000 поединков в странах Америки. Пользуясь поддержкой влиятельного политика Грейси, Маэда стал обучать дзюдо его сыновей, делая акцент на использовании Косэн Дзюдо в качестве основного метода боя.
К 1951 году, они завоевали репутацию сильнейших борцов в Бразилии и стали называть свой стиль «Дзю-Дзюцу семьи Грейси». Это название подчеркивало применение идей мягкости и гибкости в поединке и, в общем, не противоречило концепциям Кодокан, воспринятым ими у Маэды. Также, Грейси заимствовали из дзюдо систему рангов, изменив аттестационную программу по своему усмотрению.
По сути же, их стиль был классическим Косэн дзюдо, в том самом виде, в котором они получили его у Маэды за сравнительно недолгое время обучения. Маэда успел передать только базовые элементы и некоторые продвинутые техники перед своим возвращением в Японию, однако это не помешало сменить название, включив имя своей семьи и присвоить себе и ученикам мастерские степени.
Для завоевания мировой известности, в 1951 году, лучший боец школы Хелио Грейси отправил в Японию официальный вызов на поединок любому представителю Кодокан Дзюдо.
В скорости после получения вызова, Масахико Кимура, чемпион Всеяпонского Чемпионата по Дзюдо 1949 года был послан в Бразилию для проведения этого поединка.
Кимура имел в мире дзюдо устрашающую репутацию одного из сильнейших бойцов. Приехав в Бразилию, он предложил Грейси сразиться со своим младшим ассистентом, проинформировав общественность, что, если Грейси не победит в поединке, он просто не потрудится с ним бороться. После того, как Хелио Грейси выиграл этот матч у юного борца, Кимура официально признал вызов и согласился на бой.
Более 20 тысяч бразильцев, включая президента и вице-президента страны приветствовали Кимуру и Грейси, стоящих друг перед другом. Для того чтобы подчеркнуть значение этого события, семья Грейси провела мощную рекламную компанию, через средства массовой информации сообщив о предстоящем поединке в Европу и Америку.
Как только поединок начался, Кимура мгновенно захватил инициативу, и, не дав Хелио Грейси провести ни одного технического действия мгновенно бросил его на мат. Кимура не стал продолжать преследование и переходить в борьбу лежа, а позволил противнику встать, чтобы провести еще целый каскад эффективных бросков, каждый из которых буквально вбивал того в татами.
Интересно, что, заранее зная о том, что «визитной карточкой» соревновательных поединков Кимуры являются мощные броски, организаторы поединка из семьи Грейси установили необычайно мягкие маты, которые сводили на нет эффективность подобной техники. (Однако вероятно представителям Бразилии было неизвестно, что Масахико Кимура также специализировался в Косэн дзюдо и был великолепным специалистом в разделе борьбы лежа).
Поняв, что из-за этого, Грейси не будет травмирован бросковой техникой так быстро, как ему бы хотелось, Кимура, после очередного броска, поглощенного мягким покрытием последовал за противником на мат и провел удержание. Когда Грейси попытался уйти от удержания, Кимура, воспользовавшись этим движением, захватил его руку в замок и чисто провел болевой прием на локтевой сустав. После небольшой паузы, когда Хелио Грейси отказался сдаться, и попытался продолжать поединок, Кимура вынужден был сломать ему руку, что он и сделал.
Даже после этого, Грейси отказался признать поражение, и тогда Кимура произвел болевой захват головы и шеи. Кровь хлынула из ушей бразильского борца и Кимура, наклонившись к его голове, громко спросил «с вами все в порядке?». Грейси ответил «да», и тогда Кимура по словам очевидцев «стал крушить ему голову, как перезрелый арбуз». После этого, представители семейства Грейси выбросили полотенце, признав позорное поражение.
Поединок длился около 13 минут.
Слава семьи Грейси утихла, и представители этой школы ждали еще 35 лет пока не сделали еще одну попытку завоевать мировое признание для своего стиля дзюдо.
Нужно отметить, что Хелио Грейси отказался признать поражение и выступил с обвинениями против своего брата, выбросившего полотенце. В одном из сайтов есть версия, что представитель Грейси выбросил полотенце после проведения болевого приема на руку, еще до травмы.
Вот видеоролик с того знаменательного поединка:
Система рангов КОДОКАН дзюдо.
Роккю | 6-й кю | Белый |
Гокю | 5-й кю | Белый |
Ёнкю | 4-й кю | Белый |
Санкю | 3-й кю | Коричневый |
Никкю | 2-й кю | Коричневый |
Иккю | 1-й кю | Коричневый |
Сёдан | 1-й дан | Чёрный |
Нидан | 2-й дан | Чёрный |
Сандан | 3-й дан | Чёрный |
Ёдан | 4-й дан | Чёрный |
Годан | 5-й дан | Чёрный |
Рокудан | 6-й дан | Чёрный или красно-белый |
Ситидан | 7-й дан | Чёрный или красно-белый |
Хатидан | 8-й дан | Чёрный или красно-белый |
Кудан | 9-й дан | Чёрный или красный |
Дзюдан | 10-й дан | Чёрный или красный |
Терминология техники дзюдо
Классификация техники дзюдо
Nage-waza (нагэ-вадза)- техника проведения бросков (67 техник)Tati-waza (тати-вадза) - техника, выполняемая в положении стоя
Te-waza (тэ-вадза) - техника бросков руками (15)
Seoi-nage - бросок через спину, становясь на колени Tai-otoshi - передняя подножка Kata-guruma - бросок через плечи ("мельница") Sukui-nage - бросок захватом бедра изнутри (передний переворот) Uki-otoshi - бросок выведением из равновесия рывком вперёд Sumi-otoshi - бросок выведением из равновесия толчком назад Obi-otoshi - бросок обратным захватом за бёдра Seoi-otoshi - бросок через спину, становясь на одно колено Yama-arashi - "горная буря" - бросок через спину с захватом одноимённого отворота с подсадом голенью снаружи Morote-gari - бросок захватом двух бёдер (выхват за ноги) Kuchiki-taoshi - "бросок преследованием" - выхват за голень накрест Kibisu-gaeshi - "переворот за пятку" - выхват за пятку изнутри Uchi-mata-sukashi - "расклинивание бедра изнутри" - бросок выведением из равновесия рывком вперёд, как контр-приём от подхвата изнутри Kouchi-gaeshi - "малый внутренний контр-приём" - бросок выведением из равновесия рывком как контр-приём от подсечки изнутри Ippon-seoi-nage - бросок через спину с захватом руки на плечо Koshi-waza (коси-вадза) техника бросков корпусом (11)
O-goshi - "большая поясница" - бросок через бедро с захватом на спине Koshi-guruma - "колесо через поясницу" - бросок через бедро с захватом головы Tsuri-komi-goshi - "поясница с подцеплением" - бросок через бедро с захватом отворота Harai-goshi - "поясница с высеканием" - бросок через бедро с подсадом Tsuri-goshi - "поясница с зацеплением" - бросок через бедро с захватом пояса Hane-goshi - "поясница с махом ногой" - бросок через бедро с подсадом голенью Utsuri-goshi - "обратная поясница" - бросок через бедро сбоку (боковое бедро) Ushiro-goshi - "поясница сзади" - подсад бедром Daki-age . - подъём противника на руках из партера на уровень плеч Sode-tsurikomi-goshi - "поясница с зацеплением рукавов" - бросок через бедро с захватом за два рукава
Ashi-waza (аси-вадза) техника бросков ногами (21)
Deashi-harai - боковая подсечка Hiza-guruma - подсечка в колено Sasae-tsurikomi-ashi - передняя подсечка под выставленную ногу Osoto-gari - отхват Ouchi-gari - зацеп изнутри Kosoto-gari - задняя подсечка под пятку Kouchi-gari - подсечка изнутри Okuri-ashi-harai - боковая подсечка в темп шагов Uchi-mata - подхват изнутри Kosoto-gake - зацеп снаружи (садясь) Ashi-guruma - боковой подхват Harai-tsurikomi-ashi - передняя подсечка под отставленную ногу O-guruma - подхват под две ноги Osoto-guruma - отхват под две ноги Osoto-otoshi - задняя подножка Tsubame-gaeshi - боковая подсечка как контр-приём от боковой подсечки Osoto-gaeshi - задняя подножка (отхват) как контрприём от задней подножки Ouchi-gaeshi - контр прием от зацепа голенью изнутри (o-uchi-gari) Hane-goshi-gaeshi - контр прием от Hane-goshi Harai-goshi-gaeshi - контр прием от подхвата под две ноги, подбивом опорной ноги Uchi-mata-gaeshi Sutemi-waza (сутэми-вадза) - техника, выполняемая при падении
Ma-sutemi-waza (ма-сутэми-вадза) техника, выполняемая при падении атакующего на спину (5)
Tomoe-nage - бросок через голову Sumi-gaeshi - бросок через голову с подсадом голенью (с захватом на спине через разноимённое плечо) Ura-nage - бросок через грудь Hikikomi-gaeshi - бросок через голову с подсадом голенью (с захватом пояса через одноименное плечо) Tawara-gaeshi - бросок через грудь с обхватом туловища укэ сверху Yoko-sutemi-waza (юко-сутэми-вадза) техника, выполняемая при падении атакующего на бок (15)
Yoko-otoshi - боковая подножка Tani-otoshi - задняя подножка на пятке Hane-makikomi - бросок через спину с захватом руки под плечо и подсадом голенью изнутри Soto-makikomi - бросок через спину с захватом руки под плечо Yoko-wakare - передняя подножка на пятке Yoko-guruma - бросок через грудь и ногу Yoko-gake - боковая подсечка с падением Daki-wakare - Uchi-makikomi - подхват под одну ногу с захватом руки под плечо Kani-basami - бросок двойным подбивом "ножницы" (запрещенный прием) Osoto-makikomi - задняя подножка с захватом руки под плечо Uchi-mata-makikomi - Harai-makikomi - бросок через спину с захватом руки под плечо и подсадом голенью снаружи Kawazu-gake - обвив (запрещенный прием) КАТАМЭ-ВАДЗА (katame-waza) - техника выполнения удержания (19 техник)
Катамэ-вадза делится на 3 раздела:
Osaekomi-waza (осаэ-коми-вадза) - техника удержания на земле (7)
Kuzure-kesa-gatame - удержание сбоку с захватом ворота и рукава Kata-gatame - удержание сбоку с рукой и удушением Kami-shiho-gatame - удержание со стороны головы Kuzure-kami-shiho-gatame - удержание поперёк с захватом за голову и брюки (пропустив руку между ног противника) Yoko-shiho-gatame - Tate-shiho-gatame - удержание верхом Kesa-gatame - удержание сбоку Hon-kesa-gatame - удержание сбоку
Shime-waza (симэ-вадза) - техника удушающих захватов(12)
Nami-juji-jime - удушение руками накрест (ладони вниз) Gyaku-juji-jime - удушение руками накрест (ладони вверх) Kata-juji-jime - удушение руками накрест (одна ладонь вниз, другая - вверх) Hadaka-jime - удушение плечом и предплечьем Okuri-eri-jime - удушение сзади с захватом двух одноимённых отворотов Kata-ha-jime - удушение сзади воротом, приподнимая руку Do-jime- удушение с боков (сжимание туловища укэ коленями) Sode-guruma-jime - удушение сзади воротом-петлёй Kata-te-jime - Ryo-te-jime - Tsukkomi-jime удушение воротом-петлёй Sankaku-jime - удушение ногами из положения нижнего Kansetsu-waza (кансэтцу-вадза) - техника воздействия на суставы - болевые приёмы (10)
Ude-garami - узел локтя Ude-hishigi-juji-gatame - рычаг локтя с обхватом руки ногами Ude-hishigi-ude-gatame - рычаг локтя с упором руки в плечо от удержания поперёк Ude-hishigi-hiza-gatame - рычаг локтя при полощи колена сверху (укэ лежит на животе) Ude-hishigi-waki-gatame - рычаг локтя внутрь с фиксацией через подмышку Ude-hishigi-hara-gatame - рычаг локтя через живот или грудь атакующего, проводимый в высоком партере или стойке Ashi-garami- узел колена ногами Ude-hishigi-ashi-gatame - рычаг руки ногой из положения верхнего Ude-hishigi-te-gatame - Ude-hishigi-sankaku-gatame Источник: aikibujutsu.ru, judoclub.ru