Эта статья - дополнение к предыдущему материалу о российских женщинах-борцах и силачках начала ХХ века. Как уже было отмечено, к началу ХХ века женщины старались ни в чем не уступать мужчинам. В то время в мире появилось немало женщин-силачек, женщин-борцов и даже женщин-боксеров. Выступления женщин-борцов часто проходили под музыку, а жюри и судей иногда выбирали из зрителей. Объявлялись пары, женщины-борцы выходили на арену, и на ковре начиналась демонстрация "двойных нельсонов" и борцовских "мостов". А иногда на ковер выходили и "таинственные маски".Но все же публика не принимала слишком всерьез женские чемпионаты по борьбе, так как трудно было проверить реальность женских поединков, тем более, что в те времена и мужчины частенько боролись не по-настоящему.
Как уже говорилось в первой части, одним из популярных видов цирковой борьбы был вызов желающих из публики бороться с цирковым борцом (любого пола).
Такого рода соревнования стали проводиться с конца XIX века в специальных цирковых павильонах. В условиях, когда многие борцовские схватки являлись лишь спектаклем, такая "импровизационная форма" с более-менее непредсказуемым исходом привлекала публику и щекотала ей нервы. На представленных здесь работах немецкого художника Генриха Цилле (1858 - 1929) изображены два эпизода такого циркового развлечения. На карикатуре слева плотная и пухлая женщина-борец встречает самодовольного добровольца из публики. На полу лежат гири и штанга, на которых дама демонстрировала свою силу. В объявлении на стене написано: “Сегодня небывалое представление. Поясная борьба. Мисс Ада заплатит 100 марок любому, кто сумеет ее побороть”. Подпись под рисунком (от лица клоуна-ведущего): “Недопустимые приемы не допускаются. Нельзя наносить удары, кусаться, плеваться и целоваться”. Надо отметить, что 100 марок - огромная сумма на рубеже ХIХ И ХХ веков, так, что мисс Ада и устроители состязаний явно чувствовали себя уверенно.
На картине справа, написанной свидетелем события, показано, как может протекать такого рода поединок. Подпоясанная женщина-борец (к нам спиной), явно специально одетая для поединков, борется с простым мужичком из толпы, который без всяких церемоний и нежностей схватил даму за пояс, приподнял и через мгновение бросит или положит ее на пол. Толпа мужчин, женщин и детей, не отделенная от борющихся никакими барьерами, с интересом наблюдает схватку. Одна из женщин (справа в шляпе) с улыбкой отвернулась от борцов, видимо смеясь над нелепой (по ее мнению) ситуацией, в которой женщина вздумала бороться с мужчиной, который наверняка имеет большой опыт в таких делах. Любопытно, что на обеих, по форме разных, иллюстрациях речь идет о поясной борьбе, в которой соперники держат друг друга за пояса (у мужчин видимо используются брючные ремни). Поясная борьба действительно представляется удачной формой таких поединков, так как сильно ограничивает нежелательную возможность мужчины-претендента затрагивать некоторые части женского тела.
Свидетельством популярности цирковой забавы "Добровольцы вызываются на арену для борьбы с дамой" является то, что в серии очерков о цирке Стефана Нагеля (Германия) "Павильон" ("Schaubude"), откуда мы взяли информацию о работах Цилле, в разделе, посвященном цирковой борьбе, упоминается только этот вид - поединки женщин-борцов с добровольцами. Говоря о смешанной цирковой борьбе и о цирке вообще, Нагель пишет: "Эротический элемент безусловно был важен в такого рода предста влениях. И женщины и мужчины демонстрировали совершенные линии телесных форм, силу, игру мышц, изящество движений... которые являются не только проявлением артистизма, но и чувственности".
Журнал "Геркулес" в 1913 год сообщал: "Особенное внимание привлекает к себе атлетка Марина Лурс. Великолепно сложенная, с массивной, но изящно очерченной мускулатурой, Лурс проделывает такие номера, которые впору хорошему мужчине-атлету. Она работает, как Геркулес старого доброго цирка. Каждый трюк закончен, каждое движение дышит сознанием силы, и в то же время фигура Марины Лурс не только не огрубела, а даже поражает своими мягкими пластическими линиями... Пусть же в городах, где появятся на цирковых стенах плакаты Марины Лурс, пойдут в цирк посмотреть на нее городские дамы, чтобы видеть эту дочь Евы, по праву гордую своей силой и гармонией форм". Одесские газеты в 1913 году взахлёб писали о приезде в город некой Марины Лурс, уже потрясшей до этого зрителей Европы. "Её коронным трюком было поднять ногами шест, на котором, как петухи на насесте, располагались девять мужчин. Она, между прочим, этот груз ещё и вращала. И тот, кто думает, что при этом утратила женственность, пусть зальётся краской стыда за свои сомнения".
Ученица энтузиаста тяжелой атлетики А. И. Андрушкевича, первого тренера, знаменитого Георга Гаккеншмидта, Марина Лурс считалась сильнейшей женщиной России. Начав тренироваться в 1903 году, она уже через четыре года участвовала в чемпионатах по борьб. В борьбе Марина Лурс пользовалась не столько борцовской техникой, сколько недюжинной физической силой и умением проводить силовые трюки. Она не любила возни в партере и старалась победить чисто из стойки. Вот какие приемы применяла Марина Лурс: Сойтись с соперницей грудь-в-грудь, обхватить ее за талию, поднять ее, прогнуться назад и в повороте бросить ту на спину; Просто взять соперницу на руки как ребенка и "положить" спиной на ковер; Двумя руками пригнуть голову соперницы вниз, заталкивая ее под себя, до упора ее затылка себе в живот, навалиться на нее, обхватить сверху, сцепить ладони у нее под грудью, поднять в воздух, "перекувырнуть" ее в воздухе и "опустить" соперницу на спину (очень эффектный прием); Двумя руками схватить соперницу за запястье, повернуться к ней спиной, взвалить тело той себе на спину (как мешок) и опустить ту на ковер; Крепко схватить соперницу двумя руками за руки, потянуть на себя и в движении перевернуть и опустить ее на ковер. Такого рода приемы удачно сочетали в себе борьбу и силовые упражнения.
Самым интересным борцовским поединком Марины Лурс была ее схватка с силачкой Агафьей Завидной. Марина попыталась "обнять" Агафью за талию с тем, чтобы поднять ту в воздух, но массивная Агафья не уступала Марине в силе и как-будто вросла в землю. Дамы долго и упорно боролись, сцепившись в стойке и стараясь приподнять друг друга. Мощная Агафья стала "напрыгивать" на Марину, тесня и пытаясь завалить ту на спину. Под неописуемый шум и свист в зале Марина применила свой фирменный прием - в тот момент, когда Агафья подпрыгнула, Марина использовала инерцию тела соперницы, подалась вбок, развернулась и подмяла ее под себя, зафиксировав туше. Надо сказать, что зрелище плотного контакта двух мощных женских тел было в те времена диковинным. Говоря о Марине Лурс как о борце, надо отметить, что боролась она по-кошачьи "нежно" и "мягко", никогда не причиная соперницам вреда.
Агафья Завидная, простая русская женщина-самородок была прирожденной "геркулеской" - она легко выжимала на мизинцах двухпудовые гири, а по помосту, лежащему у нее на груди, проезжал фаэтон с людьми. Мало кто из женщин осмеливался бороться с ней. Она часто и успешно боролась с мужчинами, такие схватки являлись дополнением к ее силовым трюкам. После показа нечеловеческих возможностей "бабы-геркулеса" конферансье цирка торжественно произносил: "Перед вами сильнейшая в мире женщина, которая способна побороть любого мужчину.
Агафья Завидная бросает вызов мужчинам, сидящим в зале! Если здесь есть настоящий мужчина, прошу его выйти на арену"… Не надо быть глубоко проницательным, чтобы угадать, чем заканчивались такие схватки... Агафья не очень-то жалела мужчин, и некоторые из них, примятые мощной дамой, не могли подняться без посторонней помощи.
Жившая в Англии ирландка Кети Робертс ("Мисс Вулкана") выступала с акробатическими и силовыми номерами, а иногда принимала участие в цирковой борьбе. В возрасте 30 лет Вулкана имела следующие антропометрические данные: рост - 170 см, вес - 73,2 кг, окружность грудной клетки - 102 см, талия - 68 см, бицепс - 38 см, бедро - 61 см, предплечье - 30 см, шея - 38 см. Она могла поднять над головой груз в 82кг одной рукой. Из личных рекордов Робертс следует отметить выкручивание (жим с сильным отклонением туловища) одной рукой 58,8 кг. Атлетические номера она исполняла легко и изящно. Существуют различные легенды о подвигах Вулканы. Рассказывают, что однажды одетая в вечернее платье Кети встряла в драку двух моряков в лондонском ресторане. Она якобы схватила обоих за шкирки и бросила в разные стороны. Одному из дерущихся это не понравилось, и он, поднявшись с пола, набросился на Кети с кулаками. Каково же было удивление публики и самого задиры, когда нарядно одетая дама схватила его за руку и закрутила ее так, что он тыкнулся носом в пол. Другой легендарный случай произошел, когда на цирковом представлении в Бристоле стали вызывать желающих побороться с местным борцом. Находившаяся среди публики и неузнанная мисс Вулкана, одетая как обычная женщина, вызвалась с ним бороться. Борец смутился и попытался отказаться, но публика так рьяно требовала поединка, что хозяин цирка велел борцу выйти и делать вид, что борется с дамой. Но женственного вида дама неожиданно захватила незадачливого борца за талию, перекинула через голову и бросила на ковер, оставаясь на ногах...
Боролась Вулкана редко, но, если боролась, то только с мужчинами, чтобы доказать физическое превосходство женщин. Ее излюбленным приемом, который действовал безотказно, было выкручивание рук. Однажды, будучи четырнадцатилетней девушкой, на улице Бристоля Кети увидела, что взбесившаяся лошадь мчит кеб без кучера, в котором сидит женщина с ребенком. Кети бросилась навстречу лошади и повисла на вожжах. На помощь подоспели прохожие, и кеб был остановлен. Когда однажды в Бристоле к ней в карман залез жулик, Кети просто сжала его руку и, безропотного, привела в участок. "Такой женщине можно и руку отдать", - сделал в полиции заявление нарушитель. Но лучше бы он этого не говорил, потому что мисс Вулкана не поняла двусмысленности заявления и тут же забрала свой иск в обмен на его руку, а уж заодно и сердце. Так преступник вмиг стал потерпевшим и, поговаривают, терпел целых двадцать лет... Вулкана стала первой женщиной, доказывавшей преимущества женщин перед мужчинами, а ее изречения относительно женской силы были впоследствии использованы феминистками.
Знаменитая американская силачка Мери Форд родилась в Нью Йорке в 1900 году. Обладая весом 60 кг и ростом 165 см она стала многопрофильной атлеткой. Она участвовала в марафонском беге, занималась акробатикой, боксом и борьбой. Как ни странно, самым любимым видом спорта для Мери был бокс. Мери Форд гастролировала по Северной Америке, вызывая на поединок (на выбор, по боксу или по борьбе) любого желающего, будь то женщина или мужчина (при условии, что он не профессиональный боксер и не тяжелее ее). Сначала на поединок вызывались женщины, а после схваток с ними (если таковые вообще находились) на ринг вызывались мужчины. В те времена в Америке царили пуританские нравы, и мало кто из женщин решался нарушить правила приличия и участвовать в мужском деле. Хотя, иногда здоровенные крестьянки, с их кулачищами и тренированными руками и ногами давали Марии прикурить. Если с выходом соперника происходила заминка, Мери подзадоривала присутствующих, заявляя, что в зале нет настоящих мужчин, что тут собрались трусы и т.п. Однажды, во время выступления на Юге, драться с Мери вызвалась представительница чернокожих зрителей (тогда еще существовала расовая сегрегация, и чернокожим выделялись специальные места). На ринг вышла высоченная молодая негритянка с большим бюстом и основательным оттопыренным задом, звали ее Мирьям. Мери на мгновение пришла в замешательство и спросила соперницу, что та предпочитает - бокс или борьбу. На что Мирьям ответила, что ей все равно, каким способом она разделается с ней и предложила сразу и то и другое. Зал затих. Тогда еще не было понятия весовых категорий, а если бы были, то разницу между соперницами можно было бы оценить в пять-шесть категорий. Мирьям без предисловий стала колошматить Мери своими огромными кулаками, на что той нечем было ответить. Мери закрыла лицо и грудь, приняв защитную стойку. Осознав, что может оказаться крепко побитой, Мери стала убегать от агрессорши, которая гонялась за ней по рингу. Закаленная марафоном Мери надеялась измотать Мирьям, но та не проявляла признаков усталости. Увлекшись преследованием белокожей дамочки, чернокожая гигантша не углядела подножку, которую ей подставила Мери. Споткнувшись, Мирьям упала лицом на помост. Мери бросилась к ней и попыталась перевернуть ту на спину, но не смогла даже сдвинуть ее ни на сантиметр. Судья велел дамам встать и начать снова. Разгоряченная Мирьям бросилась на Мери и ударом в голову сбила ту с ног. С трудом поднявшаяся с пола Мери отказалась продолжать бой, и, к радости чернокожих зрителей, судья поднял в верх руку Мирьям. Это было одним из немногих поражений Мери, которая благодаря своей ловкости и выносливости заваливала на помост даже мужчин, ну а женщинам никогда не удавалось ее побеждать... А негритянку Мирьям взяли в цирковую труппу, где она с успехом выступала, в том числе успешно боролась и боксировала.
В заключение, несколько слов о наиболее знаменитых борчихах двадцатых и тридцатых годов - последнего рассматриваемого периода времени. В 1924 году очаровательная двадцатичетырехлетняя австрийская силачка Марта Фарра (на снимке справа она закручивает стальной стержень вокруг своей руки) объявила себя самой сильной женщиной планеты - при собственном весе 55кг она умудрялась поднимать платформу, весящую 3500 фунтов (более полутора тонн), на высоту 75 см. Она также тренировалась в вольной борьбе и участвовала в борцовских соревнованиях. Другая миниатюрная силачка, американка Ада Эш (1906 г.рожд.) была способна поднять платформу с лошадью. Ада была исключительно смелой и мужественной – она боролась с крокодилами (снимок слева), получив множество серьезных укусов в челюсть, руки и ноги. Не убоявшись крокодилов, она была готова к единоборству с себе подобными, став опытным борцом и тренером по борьбе.
Совместно со своим мужем, Алом Шашем (также перкрасным борцом), она написала три книги по дзюдо и самообороне (пара изображена на нижней левой фотографии). Под руководством мужа Ада успешно участвовала в соревнованиях по борьбе. Надо отметить, что в то время цирковая борьба постепенно трансформировалась из состязательного представления (пусть и не всегда настоящего) в специфическое шоу, которое теперь известно под названием "профессиональная борьба" или “реслинг”, процверающая отрасль шоу-бизнеса. В одном из поединков с другой знаменитой борчихой Нелл Стюарт (которая была намного моложе Ады), Ада неудачно упала на пол за пределы ринга и сломала позвоночник, после чего лечилась в течение почти двух лет. И последняя знаменитая силачка этого периода, ставшая замечательной борчихой, - англичанка Айви Рассел (1907 г.рожд.) Она имела очень мощное телосложение (см. снимок справа) и превосходила по физическим параметрам знаменитого боксера-тяжеловеса Макса Шмелинга из Германии. Благодаря своей физической силе, Айви стала выдающейся борчихой . В 1934 году она стала посещать "Дамский борцовский клуб Виктория", где тренировалась в борьбе. Не прошло и года как она сумела выиграть женский чемпионат по борьбе, победив всех соперниц. Рассказывают, что Айви жестко наказывала любого скептически настроенного мужчину, утверждавшего, что женщина не может быть настоящим борцом. Она попросту хватала "обидчика" и мгновенно сжимала его в своих стальных объятиях, заставляя того признать свою неправоту (на снимке справа внизу она борется с мужчиной).
Источник: www.fscclub.com