WRESTLING.UA
больше ...

Цирковые силачки-борцы
01-12-2009

Конец 19 и начало 20 века ознаменовались расцветом силового спорта и спортивной борьбы, в особенности, цирковой.

Дамская борьба. Обложка "Полис газеты". Декабрь 1897г.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков цирковая борьба стала одним из самых любимых народом представлений. Цирковые борцы пользовались популярностью, сравнимой разве что с популярностью современных рок-певцов. Хотя многие борцовские поединки были срежиссированы, некоторые все-таки происходили в полную силу. Большие цирковые труппы непременно имели в своем штате команду борцов, в которую бывало входили и женщины. Борцы демонстрировали приемы друг на друге и вызывали на поединки смельчаков из публики. Нередко устраивались чемпионаты и турниры по борьбе.

Сандвина

Выступления женщин-борцов привносили некую пикантность в грубое мужское состязание, хотя некоторые специалисты скептически относились к женской борьбе, считая ее неумелой и даже неприличной. В это время на цирковых аренах появилась плеяда блестящих женщин-силачек, которые время от времени упражнялись и в борьбе. Среди женщин-силачек особо выделялись те, которые время от времени упражнялись и в борьбе. Чрезвычайно популярными были вызовы смельчаков обоего пола на поединок с женщиной-борцом. 

Мария Поддубная (справа)

Катя Брумбах (Сандвина) из Австрии была пожалуй самой мощной силачкой своего времени, она обладала исключительными физическими данными: вес 85кг, рост 184см, окружность бицепса - 44 см, окружность запястья - 20 см, окружность ляжки - 67 см (см. снимок справа). Сандвина сумела превзойти в силовых упражнениях самого Евгения Сандова, от которого она и взяла свой псевдоним (“Сандвина” - женская производная от “Сандов”). В течение многих лет Катя выступала вместе со своей цирковой семьей. Наиболее волнующая часть семейных силовых и акробатических выступлений с участием Сандвины начиналась с момента, когда ее отец объявлял, что даст сто марок любому мужчине в зале, кто сумеет побороть Катю. Говорят, что никто не смог заработать эти сто марок. Будущий муж Кати, Макс Хейманн (с которым она прожила 52 года), был одним из смельчаков, которые приняли этот вызов. Вот что он сам рассказывал: "Когда я вышел на арену, я подумал, что, если бы я сумел заработать эти 100 марок, это было бы самым экстравагантным заработком в моей жизни. Но мои мысли были внезапно прерваны, и единственное, что я запомнил - вращение моего тела в воздухе, мелькание голубых небес в глазах, а затем свободное падение. Задыхающийся, я очутился на полу, в полубессознательном состоянии. Я увидел нагнувшуюся надо мной девушку, которая спрашивала: "Я не повредила вас?" Затем она взяла меня на руки, как куклу и понесла в свою палатку". 

Другая знаменитая силачка того времени, Кети Робертс ("Мисс Вулкана") - ирландка, жившая в Англии, выступала с акробатическими и силовыми номерами, а иногда принимала участие в цирковой борьбе. В возрасте 30 лет Вулкана имела следующие антропометрические данные: рост - 170 см, вес - 73,2 кг, окружность грудной клетки - 102 см, талия - 68 см, бицепс - 38 см, бедро - 61 см, предплечье - 30 см, шея - 38 см. Она могла поднять над головой груз в 82кг одной рукой. Атлетические номера она исполняла легко и изящно. Легендарный случай произошел, когда на цирковом представлении в Бристоле стали вызывать желающих побороться с местным борцом. Находившаяся среди публики и неузнанная мисс Вулкана, одетая как обычная женщина, вызвалась с ним бороться. Борец смутился и попытался отказаться, но публика так рьяно требовала поединка, что хозяин цирка велел борцу выйти и делать вид, что борется с дамой. Но женственного вида дама неожиданно захватила незадачливого борца за талию, перекинула через голову и бросила на ковер, оставаясь на ногах... 

Среди других силачек того времени необходимо отметить Атлету, Минерву (Жосефина Блатт, урожденная Волфорд), Шармион (Лавери Валле, урожденная Купер), Айви Рассел, a href="http://en.wikipedia.org/wiki/Joan_Rhodes" target=new>Джоан Родес, Мама Лу (Линси Линдберг) и Бетти Браун (Чейрмаин Чилдс). 

Мария Лоорберг (Марина Лурс)

Если Европа и Америка славились силачками, то Российская Империя - борчихами. Первой следует упомянуть - это Маша Поддубная (по мужу – Матлос или Матлаш), сестра великого борца Ивана Поддубного (которую многие ошибочно считают его женой). С 1889 по 1910 годах Маша Поддубная шесть раз завоевывала звание "чемпионки мира по борьбе среди дам". В цирковых афишах тех лет говорилось: "Приглашаем всех пришедших на представление попытаться поймать удачу в борьбе с Машей Поддубной, после того как она расправится с борцами из своей труппы". К сожалению, сохранилась очень скудная информация о Марии Поддубной, всегда находившейся в тени великого Ивана Поддубного (о котором, кстати, тоже известно на редкость мало). 

На рубеже веков на слуху были также имена таких женщин-борцов как Анна Знаменская, Фрида Дамберг, Элис Вильямс, Лора Беннетт, Хаазел Паркер, Мэри Харрис. 

Но безусловно, самой яркой звездой женского силового спорта и борьбы была Мария Лоорберг (сценическое имя - Марина Лурс).

Афиша выступлений Марины Лурс

Мария Лоорберг родилась 10 апреля 1881 года в Ревеле (ныне Таллинн, Эстония, тогда провинция царской России) и скончалась 30 марта 1922. Мария обладала мощным телосложением (вес 80кг при росте 168см). В 1903 году она стала ученицей российского тренера по атлетизму Адольфа Андрушкевича (он также был первым тренером знаменитого Гаккеншмидта). Спустя два года, в 1905 году Мария уже выступала на карнавалах и в цирках Эстонии и других регионов России - как борец и манипулятор с тяжестями. 

Марина Лурс легко жонглировала двумя двухпудовыми гирями (пуд - 16 килограммов), толкала двумя руками 5 пудов, вырывала одной рукой 3 пуда. Особо эффектными были номера, когда она лежа 32 раза выжимала ногами легкую штангу, на которой сидели два человека (общий вес - 184 кг), на поднятых ногах держала девять человек. Своеобразный рекорд она установила в августе 1913 года: упершись руками о колени, Лурс удержала на вытянутых ногах тринадцать человек общим весом 55 пудов (880кг - почти тонну). Ее трюк - "живая карусель" - верчение ногами платформы с людьми вызывал неизменный бурный восторг зрителей - в глазах рябило от бешеного темпа, с каким Лурс раскручивала коромысло с "живым грузом" на концах.

Марина Лурс (справа)

В свое время Мария приобрела огромную популярность, а в Эстонии ее называли женщина-Калев (Калев - эстонский народный эпический герой). Ее до сих пор почитают в Эстонии как выдающуюся силачку и борца. 

В начале ХХ века в маленькой тихой Эстонии появилась целая плеяда силачей и борцов обоего пола. Из мужчин - это прежде всего прославленные Георг Гаккеншмидт, Георг Лурих и Алекс Аберг. Из женщин, помимо Марии Лоорберг, из Эстонии вышли такие силачки и борцы как Анетта Буш, Линда Беллинг, Аугуста Йост. 

Газетная зарисовка с дамского чемпионата по борьбе в 1910х годах

Эстонская женщина-борец Анетта Буш (1882-1969) была ближайшей соратницей и подругой Марии Лоорберг. Начиная с 1907 года Мария и Аннетта предприняли знаменитое многомесячное путешествие-гастроли - женщины проехали всю Царскую Россию (включая Сибирь и Дальний Восток), побывали в Японии и в Китае. Они выступали во многих городах и населенных пунктах, где демонстрировали силовые упражнения и вызывали на поединки местных борцов и добровольцев. Эстонские атлетки поражали публику недюжинной силой, мужеством и отточенными борцовскими навыками. Мария и Аннетта уложили на лопатки немало мужчин. Эстонский писатель Андрес Эхин написал об этих неординарных женщинах роман в письмах, название которого говорит само за себя: "Она повалила сотню мужчин". 

На самом деле, в те времена многие цирковые представления строились на обмане публики, а большинство борцовских схваток были срежиссированны, а результат заранее предопределен Недаром возникла борцовская легенда про "гамбургский счет": старые борцы встречались в гамбургской таверне, вдали от публики и работодателей, для того, чтобы выяснить сами для себя, "без дураков", кто действительно сильнее. Что касается женской цирковой борьбы, то технический и спортивный уровень большинства женских схваток был крайне низким, и спортивные специалисты к ним серьезно не относились. Все это никак не относится к Марине Лурс - в свое время она была одной из немногих настоящих спортсменок - в современном смысле слова - если она работала с тяжестями, то они были настоящими, если она боролась, то без подстав. 

Мария Лоорберг-Лурс по праву считалась лучшей спортсменкой и сильнейшей женщиной России. Петербургский спортивный журнал “Геркулес” за 1913 год сообщал: “Особенное внимание привлекает к себе Марина Лурс. Великолепное сложение, с массивной, но изящно очерченной мускулатурой, Лурс проделывает такие номера, которые впору хорошему мужчине-атлету”. Вот что говорил о ней пропагандист тяжелой алетики и главный редактор журнала, Иван Лебедев: "Она работает, как Геркулес старого доброго цирка. Каждый трюк закончен, каждое движение дышит сознанием силы, и в то же время фигура Марины Лурс не только не огрубела, а даже поражает своими мягкими, пластическими линиями... Пусть же в тех городах, где появятся цирковые плакаты Марины Лурс, пойдут в цирк посмотреть на нее городские дамы, чтобы увидеть эту дочь Евы, по праву гордую своей силой и гармонией форм".