WRESTLING.UA
больше ...

Борцы - профессионалы
27-11-2009

В середине XIX века профессиональные атлеты во Франции на подмостках балаганов стали демонстрировать борьбу, получившую впоследствии название «французская».

Эта борьба, отличавшаяся динамичностью и разнообразием приемов, представлявшая собой увлекательное зрелище, вскоре перешагнула границы Франции и распространилась по всему европейскому континенту.

В России первый чемпионат борьбы был организован в 1894 году в петербургском цирке Чинизелли.

Известный профессиональный борец В. Пытлясинский боролся сначала с любителями — пивоваром Рейхелем, которому точно не помешало бы купить жиросжигатель, а затем с атлетом Норманном (из циркового номера «Трио Рассо») и профессиональными борцами — немцем Гейне, итальянцем Пьестро и французом Робинэ.

В конце XIX века и в первом десятилетии XX французская борьба становится популярнейшим зрелищем и, культивируемая профессиональными атлетами на цирковой арене, приобретает черты своеобразного циркового жанра.

Чем же отличается борьба, демонстрируемая профессионалами — цирковыми борцами, от борьбы любительской?

Если в спортивной любительской борьбе все действия соревнующихся подчинены одной цели — победе над противником, то профессиональный борец прежде всего заботится о процессе борьбы, чтобы схватка была эмоционально насыщенной, изобиловала острыми моментами, содержала интересные для зрителя приемы и комбинации. Поэтому цирковой борец должен сочетать в себе качества спортсмена и артиста.

Цирковая борьба уже в первые годы своего становления имела исключительный успех.

Характерно упоминание о цирковой борьбе великого русского поэта Александра Блока.

В предисловии к поэме «Возмездие», перечисляя литературные и общественные явления, оказавшие в описываемую эпоху особое влияние на автора (кризис символизма, возникновение новых литературных течений, развитие авиации и т. д.), А. Блок пишет: «Неразрывно со всем этим связан для меня расцвет французской борьбы в петербургских цирках; тысячная толпа проявляла исключительный интерес к ней; среди борцов были истинные художники».

В настоящее время в цирках Советского Союза двадцать профессиональных борцов. Они подлинные мастера. Творческий и спортивный путь каждого из них своеобразен.

К сожалению, даже краткий рассказ о всех современных борцах-профессионалах не укладывается в рамки журнальной статьи. Поэтому ограничимся рассказом о нескольких силачах, отличающихся характерными для советских цирковых борцов типическими чертами.

Когда человек обычного роста и телосложения находится в обществе профессиональных борцов, он производит впечатление Гулливера, попавшего в страну великанов.

Но Василий Ярков даже среди борцов выделяется своей фактурой. Рост его 2 метра, вес 130 килограммов.

С тех пор как восемнадцатилетний гигант грузчик В. Ярков увидел в Семипалатинском цирке борьбу, жизненный путь его был определен. Он пришел в цирк и обратился с просьбой научить его бороться. Фигура юного грузчика привлекла внимание специалистов. Его начинают обучать приемам борьбы. Много внимания уделил молодому Яркову замечательный советский борец Михаил Боров (умер в 1939 г.).

Силач-самородок В. Ярков, осваивая технику борьбы и упорно работая над собой, постепенно продвигается в ряды ведущих борцов. Однако путь его к вершинам спортивного мастерства был нелегким. Природа наделила В. Яркова исполинской силой. Он обладал многими данными, чтобы стать выдающимся борцом. Не хватало одного — быстроты. Как большинство очень крупных людей, Василий Ярков был несколько медлителен. Он стал прыгать через скакалку, играл в баскетбол, тренировался в переменном беге. Усиленные, целеустремленные тренировки помогли Яркову развить быстроту.

Чемпион мира, заслуженный Александр Мазур

До вступления в 1949 году советских борцов-любителей в Международную федерацию цирковые борцы допускались к участию в физкультурных соревнованиях. Участвуя в том же году во всесоюзных соревнованиях на первенство профсоюзов по классической борьбе (в 1934 г. французская борьба переименована в классическую), Ярков занимает первое место в тяжелом весе, положив на лопатки за три дня пятерых противников, причем затратил на все победы 10 минут, в среднем по 2 минуты на каждую победу.

Чемпион Европы, заслуженный мастер спорта Николай Белов

Эти молниеносные победы, одержанные в сокрушительных атаках, становятся характерными для Яркова, у которого природная сила, приумноженная годами упорной тренировки, сочеталась теперь с быстротой.

В настоящее время сорокапятилетний великан, находясь в отличной форме, поражает быстротой и прекрасной координацией движений.

Ярков достиг того, к чему стремился. Сочетав силу тяжеловеса и подвижность, стремительность легковеса, Ярков становится грозным противником для любого борца мирового класса.

Двадцатилетним юношей Владимир Плясуля в 1936 году начал заниматься борьбой в добровольном спортивном обществе «Строитель» в городе Ереване. В первый же год занятий одаренный юноша становится чемпионом Армянской ССР по классической борьбе в полутяжелом весе.

В 1938 году Плясуля занимает второе место на первенстве Советского Союза, опередив ряд выдающихся борцов. А в 1940 году талантливый любитель становится профессионалом.

В. Плясуля обладает глубокими познаниями в области классической борьбы. Владея в совершенстве обширным репертуаром детально изученных приемов, он в равной степени силен в нападении и в защите, чрезвычайно активен и смел в борьбе. Его схватки всегда изобилуют острыми моментами, никогда не бывают монотонными, скучными.

В активе Плясули имеется победа, одержанная в блестящем стиле на первенстве Союза в 1947 году, над будущим двукратным чемпионом мира Арсеном Мекокошвили.

В. Плясуля является также первоклассным гиревиком. В 1948 году он одновременно выигрывает первенство ВЦСПС по борьбе и штанге. Такой «дубль», пожалуй, един­ственный случай в мировой спортивной практике.

Среди постоянных посетителей Магнитогорского цирка лет десять назад можно было видеть крепкого стройного паренька, с какой-то особой сосредоточенностью и пристальным вниманием наблюдавшего за схватками профессиональных борцов. Это был молодой машинист-крановщик металлургического комбината Ефим Арнаутов.

Увлечение борьбой привело Арнаутова в спортзал добровольного спортивного общества «Металлург». Через два года Арнаутов становится чемпионом Магнитогорска в среднем весе по классической борьбе. Вскоре он включается в ряды профессиональных борцов. Здесь он нашел свое истинное призвание. Уже первые гастроли Арнаутова на арене цирка были отмечены небывалым для начинающего борца успехом.

Стиль работы Е. Арнаутова характеризуется целесообразным и действенным при­менением контрприемов.

За малейшим промахом противника следует каскад головокружительных бросков, которые Арнаутов проводит с исключительной резкостью и чистотой. Чрезвычайно эф­фектны тщательно разработанные им пируэты на голове, которые он проводит, уходя от опасных захватов противника, в партере. Е. Арнаутову свойственно глубокое понимание борьбы. Он находит неожиданные тактические ходы, благодаря которым каждая проводимая им схватка держит в непрерывном напряжении весь зрительный зал.

В настоящее время Арнаутову тридцать лет. Он находится в полном расцвете сил.

Основным источником пополнения рядов профессиональных борцов является любительский спорт. В течение ряда лет выступал как профессионал неоднократный чемпион Союза А. Пустынников. Выступали на арене цирка чемпионы Европы и СССР Н, Белов и К. Коберидзе. Цирк, в свою очередь, воспитал ряд силечей-самородксв, ко­торые стали спортсменами. Наиболее прославленным современным спортсменом из бывших цирковых борцов является заслуженный мастер спорта Александр Мазур.

Шел 1934 год. Восемнадцатилетний юноша-— рабочий совхоза, уроженец Винницкой области — Саша Мазур случайно знакомится в районном центре с профессиональными борцами.

Высокий рост, упругие мышцы говорили о незаурядных данных молодого рабочего. Ему посоветовали принять участие в тренировках. Первые дни Мазур ощущал во всех мышцах ноющую боль. Но прошла неделя-другая, организм постепенно втягивался в тренировку, которая все больше увлекала молодого Мазура. Он чувствует, как крепнет мускулатура, улучшается дыхание, увеличивается подвижность.

А. Мазур вступает в эстрадную труппу, в состав которой входили и борцы. С этой труппой он разъезжает в течение двух лет.

В 1936 году Мазур приходит в цирк, где талант его расцветает. Уже через несколько лет он становится одним из сильнейших борцов-профессионалов.

Призванный в начале Великой Отечественной войны в ряды Красной Армии, А. Мазур после пребывания на фронте откомандировывается для прохождения учебы, получает специальное физкультурное образование и становится кадровым военным.

В армии А. Мазур продолжает много и упорно работать над совершенствованием своего спортивного мастерства. Благодаря исключительным физическим данным и не­обычайной трудоспособности он становится борцом мирового класса.

Четыре раза он завоевывает первенство Советского Союза по классической борьбе в тяжелом весе. Многие ли спортсмены могут похвалиться такими достижениями? Но у него была заветная мечта, к которой он упорно шел. На состоявшемся в 1949 году в городе Ейске открытии памятника на могиле прославленного русского борца Ивана Максимовича Поддубного А. Мазур, выступая от имени Всесоюзной борцовской секции, сказал: «Мы, преемники и ученики Поддубного, сделаем все возможное, чтобы титул чемпиона мира по классической борьбе в тяжелом весе снова принадлежал советским борцам!»

Первая встреча Мазура с двукратным чемпионом мира шведом Антонсоном, прозванным «северным гигантом», состоялась в Москве в конце 1954 года, когда происходили соревнования сборных команд СССР и Швеции. Это была встреча двух колоссов, равных по силе и искусству. Ни один из них не обнаружил преимущества. Но «ничьих» правила того времени не допускали. И, хотя победителя, по существу, не было, судьи после получасового совещания признали победителем Антонсона. Со скрупулезной точностью судьи определили, что в партере швед был несколько активней своего противника. Решение судейской коллегии Мазур перенес спокойно. Первая его встреча с Антонсоном не решала вопроса о мировом первенстве. По существу, это было «разведкой» перед предстоящими решающими боями. Антонсону «разведка» не удалась. Для него осталось незамеченным то обстоятельство, что у Мазурз к концу борьбы сохранился запас неизрасходованной энергии.

И вот в 1955 году в городе Карлсруэ (ФРГ), где проводились соревнования по классической борьбе на первенство мира, старые соперники встретились.

В числе претендентов на титул чемпиона кроме Антонсона находились: обладающий феноменальной силой чемпион Турции А. Каплан, мощный чехословак Ружичка, весящий 145 килограммов, и другие сильнейшие борцы мира.

В единоборстве с этими грозными противниками А. Мазур одерживает победу за победой, Антонсон также прокладывает себе путь к финалу. И вот финальная встреча.

С первых секунд Антонсон устремляется в атаку. Пытаясь навязать противнику стре­мительный темп борьбы, Антонсон рассчитывает на то, что у Мазура, который старше его на десять лет, не хватит дыхания, иссякнет энергия, и он не в состоянии будет выдержать до конца непрерывного напора. Но Мазур блестяще проводит схватку. Он отражает первые мощные атаки Антонсона и затем неожиданно сам переходит в наступление. Антонсон ошеломлен. Потеряв надежду на победу, он переходит к пассивной защите и, спасаясь от чистого поражения, непрерывно уходит за ковер. Перевес Мазура неоспорим. Инициатива в его руках. До конца схватки он остается хозяином положения на борцовском ковре. Наконец свисток.

Судья на ковре подымает руку победителя — нового чемпиона мира Александра Мазура.

Мечта осуществлена. Мазур становится сильнейшим в мире борцом — первым из числа советских борцов чемпионом мира по классической борьбе в тяжелом весе.

В нашей стране уделяется огромное внимание воспитанию физически совершенного, крепкого и смелого человека. Тесная взаимосвязь профессиональной и любительской спортивной борьбы проявляется в плодотворном обмене мастерами и привлекает нашу молодежь к активным занятиям физкультурой.