Олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Алексей Мишин— о новой встрече с Владимиром Путиным, несогласии с Александром Карелиным и чемпионате мира по футболу в родном Саранске.
В Санкт-Петербурге 22 декабря пройдут показательные соревнования по четырем главным в России видам единоборств (вольная и греко-римская борьба, дзюдо, самбо), в которых примут участие все первые номера сборных России, в том числе чемпионы мира, Европы и призеры Олимпиад. Правда, олимпийский чемпион среди них будет только один— победитель Игр-2004 по греко-римской борьбе Алексей Мишин. Предлагаем вашему вниманию интервью с чемпионом.
Алексей, судя по календарю, турнир в Питере еще недавно не планировался?
Да, это стало неожиданностью, ведь соревновательный сезон обычно в декабре уже давно закончен. Но неожиданностью приятной. Выйти на ковер прямо сейчас— совсем не проблема.
А как же сгонка веса, другие детали, сопутствующие подготовке к соревнованиям?
У нас только в пятницу закончился предсезонный сбор на Эльбрусе, так что все ребята в боевом состоянии. Лично для меня это был первый сбор после трехмесячного отдыха. Тем более интересно проверить себя после такого перерыва.
Алексей Мишин
Говорят, что главным гостем соревнований станет премьер-министр Владимир Путин. На вас присутствие на трибунах каких-то значимых людей сильно сказывается?
Сказывается, но не в лучшую сторону. Я очень нервничаю. У меня мама раз пришла посмотреть на мою борьбу, а потом дома сказала: «Больше не приду. Ты там очень злой. Никогда тебя таким не видела и видеть не хочу». Да я и сам не люблю, когда на мне сосредоточено большое внимание. Большинство успехов связано с теми местами, где за меня мало кто болел. А если Путин действительно придет, будет интересно. До этого я с ним виделся единственный раз— на приеме в Кремле, после победной Олимпиады-2004 в Афинах. Теперь впервые буду бороться в его присутствии.
Тяжело входить в ритм после трех месяцев отсутствия?
Да, тяжеловато. Раньше себе такого перерыва не позволял. Тут сказалась и травма ключицы, которую я заработал на московском чемпионате мира. Она заживала более месяца— видимо, возраст (смеется). 31 год— хоть ветераном себя не чувствую, но организм не обманешь. Я, конечно, все это время не совсем уж баклуши бил. Бегал, с мячом играл, в тренажерном зале занимался… Но работа на ковре— это все-таки совсем другое. Первые две ночи почти не спал— настолько болели мышцы. Зато под конец сбора, по своему обыкновению, чувствовал себя гораздо лучше, чем все остальные ребята. Да и соскучился по борьбе.
В 2007 году вам вручили «Золотую борцовку» как лучшему представителю мировой греко-римской борьбы. Но с тех пор вы проиграли подряд Олимпиаду и два чемпионата мира.
Причины разные, если вы об этом. На Олимпиаде меня внаглую засудили. Победившего итальянца с тех пор не видно. То же самое случилось на последнем чемпионате мира в Москве, когда выиграл никому не известный болгарин. Там даже сами арбитры подошли ко мне и извинились! Год назад на чемпионате мира с подготовкой промахнулся тренерский штаб. А на весеннем чемпионате Европы-2010 турок применил классический запрещенный прием— натерся маслом.
Алексей, извините за прямоту, но, например, легендарные Александр Карелин и Валерий Резанцев как-то почти синхронно обмолвились, что в случае поражений вы любите искать виновных на стороне— но только не в себе.
Знаю, это любимая фраза Сан Саныча. Но я говорю, как есть, как я это вижу. Если соперник вдруг оказывается сильнее, стараюсь честно признать. Но если меня засудили, и это признают все окружающие, почему я должен молчать?
Правила греко-римской борьбы, которые не устают менять каждый олимпийский цикл, по-прежнему оставляют возможность судейского вмешательства?
Сейчас все-таки поменьше, чем в прошлом четырехлетии. Тогда рефери любого борца мог «схарчить» и не подавиться. С этого цикла делать это стало сложнее. Хотя как сказать… Взять борьбу в партере— ключевую в определении победителя. Теперь судья может снять два очка даже за неправильную постановку ног или неверное движение. Мне кажется, есть некая установка— нивелировать класс соперников. Иногда до слез обидно— на первой ступеньке стоит человек, который просто не заслуживает победы, который работал в три раза меньше тебя. Кто пахал в зале, тот поймет, о чем я.
Рецепт от этого банальный, но действенный: просто быть наголову выше.
Конечно, я хочу так подготовиться, чтобы шансов не было ни у кого— ни у соперников, ни у арбитров. Другое дело, что это скорее желаемое, чем действительное. При современном уровне конкуренции все решают детали, быть на голову выше, как тот же Сан Саныч Карелин 20 лет назад, часто просто физически невозможно.
Такой вопрос: куда исчез ваш младший брат Денис, который подавал большие надежды и даже участвовал в чемпионате Европы-2008— правда, за сборную Азербайджана?
Денис серьезно травмировался прямо перед Олимпиадой в Пекине, вылетела ключица. Ему туда вставили железный штырь, скоро будут вытаскивать. Видимо, с борьбой он на этом закончит. В свое время он действительно рассчитывал на многое, обыгрывал олимпийского чемпиона Асланбека Хуштова, других сильных ребят. Теперь надо искать себя в другом деле. По крайней мере, это мой совет. В Саранске у меня есть дела, которыми я заниматься не успеваю. И очень рассчитываю на его помощь.
Как восприняли то, что ваш родной Саранск будет одним из городов, который примет чемпионат мира по футболу-2018?
Ну, вообще я не люблю футбол. В смысле, российский футбол (смеется). Но то, что чемпионат мира будет проходить у меня дома— это меня радует. В гости уже напрашиваются друзья, просят забронировать билетик. То, что я видел в проекте— впечатляет. Будет построен современный стадион. Решат проблему недостатка гостиниц. Дороги, кстати, строить особо не придется— они и так в последние годы стали вполне приличными. Реконструируют аэропорт. Сейчас он есть, но явно не для международных авиалиний. Кстати, в 2012 году в Саранске пройдет Кубок мира по греко-римской борьбе, а затем и предолимпийский чемпионат России— к этому сроку кое-что из перечисленного уже появится.
Источник: www.gzt.ru
Нельзя не упомянуть о том что чм 2018 по футболу пройдет в России.