Ситуация с получением лицензии в категории до 48 килограммов больше напоминала детективную историю.
За эту категорию все были спокойны, потому что здесь выступают три мощные борчихи - Ирина Мерлени, Александра Когут и Людмила Балушка. Какая-то из них обязательно должна завоевать пропуск на Игры.
Однако ни в первом, ни на втором лицензионных турнирах Когут не сумела решить эту задачу. Оставался третий, последний... На него поехала наша олимпийская чемпионка Мерлени и таки получила лицензию. Это был последний шанс квалифицироваться в Лондон - и мы его использовали.
- Во время тренировочного спарринга с азербайджанкой я травмировала ребро, - рассказывает "Экспрессу" Ирина Мерлени. - Там был ушиб, растяжение мышц... Словом, тяжелая травма, которая не давала возможности даже тренироваться, не то что соревноваться. И такое случилось как раз перед лицензионными турнирами. Это означало, что я пролетаю мимо этой Олимпиады. Я лечилась и ждала результатов первого лицензионного турнира, второго. А они не приносили нам лицензии. Поэтому на третий уже решила ехать сама.
- Поехала туда уже полностью восстановленая?
- Да где там! Такие травмы быстро не проходят. Но у меня не было выбора. Или я еду в Финляндию и беру лицензию, или мы пропускаем Олимпиаду в категории до 48 килограммов. Невзирая на боль, я сделала все максимально и все-таки выиграла пропуск на Игры.
- Если на первых двух турнирах лицензию бы в 48 килограммах получила Когут, кто бы поехал на Игры?
- Конечно, Когут. Она трижды "гоняла" вес! У нее было три шанса получить лицензию: чемпионат мира, а также лицензионные турниры в Болгарии и Китае. А мои травмы - это мои проблемы. Следует быть осторожным и не испытывать повреждений. Я ей сразу сказала: "Если ты берешь лицензию, то я не претендую ни на какие Олимпийские игры". Но она этого не сделала.
- Вы с ней подруги?
- Подруг в спорте нет. У меня есть только соперники...
- Как в Финляндии соревновались с таким повреждением?
- Трудно было бы психологически. Я давно не выступала на соревнованиях, на которых нужна только победа. Но когда я посмотрела в глаза всем своим соперницам, они четко поняли, кто приехал и зачем. (Улыбается). Я приехала за первым местом! И ни секунды не сомневалась в том, что мне это удастся. Я была готова всех положить...
А теперь лечу в Японию на этап Кубка мира, где будут очень сильные соперницы. Но я готова биться с ними до конца.
- Для чего этот Кубок мира, если уже есть путевка на Олимпиаду?
- Там я буду выступать не в своей категории. Я только, гоняла вес и, чтобы не делать этого снова, буду выступать в категории до 51 килограмм. Мне нужно просто побороться, почувствовать сильных соперниц. Тренер сразу снял с меня психологический груз - сказал, что на этих соревнованиях от меня не требуют никаких наград. Надо просто почувствовать борьбу, увидеть в действии своих соперниц на Олимпиаде.
- Это последние соревнования перед Лондоном?
- Думаю, да. Дальше нас ждет подготовка в Заросляке и в Алуште. Впрочем, не очень люблю рассказывать о своих планах. Я суеверна, а в спорте что-то планировать вообще невозможно. Где-то травмировался, заболел - и все, плакали твои планы.
- Как сейчас твое ребро?
- Уже легче. Перестало болеть, когда я выиграла этот турнир. От одной мысли, что еду на Олимпиаду, боль проходит. (Улыбается).
- Почему в категории до 48 килограммов, за которую все были ли спокойны, сложилась такая детективная ситуация с лицензией?
- А кто, кроме меня, хорошо боролся в этой категории? Согласна, Людмила Балушка боролась хорошо, она стала чемпионкой Европы. Но Европа и лицензионный турнир - это совершенно разные вещи. В мире очень много сильных соперниц.
Скажем, на этом чемпионате Европы, где победила Балушка, в категории до 48 килограммов не было основных европейских лидеров. Они на этом Евро перешли в категорию до 51 килограмма. Берегли силы на лицензионный турнир, наконец победили на нем и получили лицензии. В этом году чемпионат Европы не был важным, важными были лицензионные турниры, потому что все хотели попасть на Игры. А Александра Когут своими шансами не воспользовалась. Поэтому и возникла такая ситуация, которую пришлось спасать в последний момент.
- Можешь сравнить ощущения перед своей первой Олимпиадой и теперь, перед третьим?
- Сейчас еще больше хочется победить.
- Неужели это стремление может быть больше, чем в памятном 2004-м?
- Оказывается, может. В человеке время открываются возможности, которых он сам от себя не ждет.
- Теперь готовишься в Хмельницком?
- Нет, я нахожусь на сборах в Конче-Заспе, где готовлюсь к соревнованиям в Японии. А в Хмельницком остались мои дети, за которыми ухаживают родители...