Член сборной Азербайджана по вольной борьбе Хетаг Гозюмов (96 кг), двукратный чемпион Европы в интервью говорит о правильном написании своей фамилии, своих главных конкурентах и привыкании к Азербайджану.
Скажите, как правильно пишется ваша фамилия? Российские СМИ называют вас Гозюмов, а в азербайджанских СМИ вы - Газюмов. Где истина?
Отвечу коротко, но честно: я всегда был и остаюсь Гозюмовым. А то, что некоторые ваши коллеги в другой стране вместо «о» пишут, «а» меня особо не тревожит. Ведь из-за этой малости я не перестаю быть осетином, а это для меня – главное.
Насколько значим для вас титул двукратного чемпиона Европы? Многие, например, рассматривают эти соревнования как хорошую проверку перед чемпионатом мира, и, особенно, перед Олимпийскими играми…
Прежде всего, я доказал себе, что прошлогодняя победа – не случайность.
Думаю, об Олимпиаде говорить пока рано, а вот что касается чемпионата мира, то, скорее всего, специалисты правы. Во внеолимпийские годы – это главные соревнования сезона.
Может ли произойти такое чудо, что, например, чемпионами мира во всех весовых категориях станут борцы, представляющие школу Осетии, пусть и выступающие за разные страны?
Это воистину будет чудо, но вполне реализуемое. Не секрет, что наши борцы славятся как на Родине, так и далеко за ее пределами. Поэтому все в наших руках.
До чемпионата Европы вы хорошо выступили на Кубке мира в Москве. Какой турнир оказался сложнее и важнее лично для вас?
Конечно, европейское первенство.
Это потому что в финальной схватке вы одержали победу именно над Георгием Гошелидзе, который до этого трижды вас обыгрывал?
И это тоже, хотя проигрывал я ему не на официальных стартах. Просто чемпионат Европы стоит выше Кубка мира потому, что он более важный. Нет ничего престижнее золотой олимпийской медали. Далее идет первенство мира, а после – европейское. Вот и все.
Признайтесь, приходилось ли борцовские навыки применять вне ковра?
Серьезных «сражений» не было, но по-мальчишески мог, как следует постоять за себя. В драку никогда не лезу, стараюсь мирным путем решать все проблемы как на родине, так и на чужбине.
Вы поменяли гражданство из-за того, что в России конкуренция острее?
Получается так. В нашем виде спорта конкуренция вообще довольно-таки большая, а в России – особенно. Дома моим основным конкурентом был олимпийский чемпион-2004, неоднократный чемпион мира Хаджимурат Гацалов. У него шансы поехать на Олимпийские игры тогда были выше. С ним было бы трудно конкурировать. Поэтому я пришел к выводу, что переход за другую страну – это целесообразный выход из положения. Именно в этот момент с азербайджанской стороны и поступило такое предложение.
А за какую-либо другую сборную не предлагали бороться?
Почему-то мне хотелось за Украину выступать. Но в мое время туда должен был поехать Георгий Тибилов, а я не хотел ему мешать.
Есть ли у вас принципиальные соперники на международной арене?
Есть… Конкретные фамилии называть не буду.
Как на «новой» родине вас приняли?
В народе я как-то сразу полюбился – это очень приятно. Да и сама команда у нас дружная. Сейчас в Азербайджане и в других весовых категориях стали показывать неплохие результаты борцы-осетины, что тоже не может не радовать.
Вы поменяли страну, а тренер у вас остался тот же. Среди азербайджанских наставников не нашлось равных Малику Тедееву?
Дело не в этом. В Азербайджане тоже немало достойных специалистов. Я не знаю, сколько еще буду профессионально заниматься спортом, но в одном точно уверен: своих наставников, я никогда, ни на кого не поменяю. А у меня их два – Аслан Таймуразович Цогоев и Малик Тотразович Тедеев. Именно этим людям после родителей, я многим обязан. Благодаря их терпению и профессионализму я стал, не побоюсь этого слова, успешным спортсменом. Спасибо судьбе, что свела меня с такими потрясающими людьми.
Кстати, о судьбе. Ведь после Пекинской олимпиады вы ее и нашли в лице супруги?
Верно! Я Ирочку очень ценю, но, к сожалению, не всегда получается уделять ей столько внимания, сколько хочется. Удивительно, насколько мы разные во вкусах, настолько близки по духу. А четыре месяца назад Всевышний подарил нам чудесного сына, который еще сильнее скрепил наш союз. Мы назвали его Кантемиром, мне с детства самому нравилось это имя.
Кем в будущем хотели бы видеть сына?
Я приложу максимум усилий, чтоб он, прежде всего, вырос честным и порядочным человеком. А выбор профессии уже его личное дело.
Если предпочтет вашу стезю, одобрите?
Препятствовать точно не буду, но жизнь спортсмена не так легка, как кажется. Помимо желания, у него должна быть огромная жажда трудиться, без которой цель достигнута не будет.
Источник: www.azerisport.com